«Вечер» обещает быть томным?

В Купаловском театре вернулись к пьесе Алексея Дударева
В Купаловском театре вернулись к пьесе Алексея Дударева

Если приглядеться, утверждение, что мы живем в эпоху римейков, не кажется таким уж преувеличением. Да, римейков и сиквелов. Продолжения некогда успешных проектов нынче один хуже другого. За сиквелы берется Голливуд («Основной инстинкт–2») и едва вставший с колен российский кинематограф («Бумер–2»). И в том и в другом случае продукт получился осетриной даже не второй, а третьей свежести. Впрочем, не будем вдаваться в частности.

Этот кризис идей пугает. Кажется, что это уже полное концептуальное фиаско и обратного хода к былому великолепию нет. А ведь все еще хочется чего–то искреннего. Хочется позаламывать руки в восторге, повздыхать. Но вздыхать приходится над очередным «трупом–полуфабрикатом». Даже искусственный румянец, наведенный опытной рукой «пиар–гримера», не спасает. К тому же у каждого «полуфабриката» есть свой срок годности.

Осталась ли в искусстве та заповедная зона, неизведанная территория, путешествие по которой еще способно вызвать сильные эмоции? В состоянии ли кто–либо заставить «рыдать над красой земли своей»? Обескуражить достойным вымыслом, над которым не стыдно на виду у всех облиться слезами? Где вы, сумасшедшие сталкеры от искусства с оголенными нервами? Не видно. Место ваше заняли суетящиеся «челноки» с шоу–бизнесовой толкучки, курсирующие между ночным клубом и солярием. Это полный паралич авторской фантазии, дряхлость воли, художественный невроз, если хотите.

Не стоит в стороне от этих тенденций, к сожалению, и театр. Вот в «Современнике» к 50–летию зачем–то поставили «Пять вечеров» Володина. Как пишет критика, неудачно и тускло. Потому что любой искренности свое время. Попытка «вынуть» героев из своей эпохи и поставить вневременную историю обернулась неудачей. Предположу, что нечто подобное произойдет и на главной площадке страны...

В мае в Национальном академическом театре им. Я.Купалы состоится премьера по пьесе Алексея Дударева «Вечер». Культовая пьеса 1980–х в 2006 году? Первый и вполне резонный вопрос — зачем? Почему именно эта пьеса кажется сегодня актуальной? Странный выбор. Той деревни, о которой писал драматург, сегодня уже нет. Есть другая. Хуже или лучше — это вопрос. Зачем ломиться в навсегда закрытую дверь? В усыпальню театрального искусства, ключ от которой уже навсегда сдан вечности? Зачем стремиться воскресить гениальный спектакль, в котором играли Павел Дубашинский, Галина Макарова и Виктор Тарасов? Что это за спиритический сеанс такой?

Не сомневаюсь, есть в труппе актеры, которые сыграют по–другому, может быть, даже лучше. Но ведь есть такие темы, которые, прозвучав однажды, в следующий раз уже утрачивают свою полифонию, потому что второго раза не бывает.

«Вечер» во многом был публицистичен. Во многом попадал в нерв времени. Есть знаковые вещи, которые в нашем сознании четко ассоциируются с конкретным историческим периодом. Трудно вообразить, что фильм «Я шагаю по Москве» мог появиться в какое–либо другое время, нежели романтические 1960–е. А по большому счету, разве высказался кто–либо на деревенскую тему лучше Валентина Распутина в «Прощании с Матерой», а вслед за ним Ларисы Шепитько и Элема Климова в экранизации? И опять трудно представить, что эти произведения могли появиться в другой исторический период, а не 1970–е, когда затапливались деревни в российской глубинке.

«Вечер» прозвучал именно в застойные 1980–е, уже кожей предчувствовавшие социальный коллапс, кризис советской деревни, разрыв поколений, утраченные традиции. Говорить этим языком о происходящем сегодня по меньшей мере странно. «Вечер» провозгласил закат жизни конкретных, именно советских стариков, закат старой идеологии, вечер советской империи.

Неужели за эти 20 лет с нашей деревней ничего не произошло? А может, наоборот, появилось больше проблем, требующих осмысления? Иного языка? Иной фабулы? Иного раскрытия характеров? В конце концов, другой истории?

Хотя никто не станет спорить, что Дударев и Раевский безоговорочно заслужили право высказываться на темы, на которые считают нужным. Если опытные мастера считают, что именно сейчас настало время для этой пьесы, может, все же стоит положиться на их мудрость и опытность? Почему же так хочется возразить?

Сам Раевский говорит, что «Вечер» — это реквием. Это жанр интимный. Еще более интимный, чем просто драма. У каждого из нас свой погост и свои могилы. Не спрашивай, по ком звонит колокол.

Вот что говорится на сайте театра:

«Передать на сцене одну из самых пронзительных историй про одиночество и покаяние решил главный режиссер театра Валерий Раевский. Он обозначил жанр спектакля как реквием. Это реквием по добрым людям, которые недолюбили, но остались тем, кем были всегда, и находят в этом постоянстве радость. Реквием по уходящему поколению и по всему кровавому XX столетию».

Ансамбль спектакля звездный: Геннадий Овсянников, Мария Захаревич, Геннадий Гарбук, Зинаида Зубкова, Николай Кириченко, Александр Подобед, Тамара Миронова. Посмотрим, с какими откровениями выйдут к зрителю эти актеры...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter