Вдумчивое обновление.

Эволюция политической системы, усиление роли государства и укрепление его суверенитета — основные задачи обновления.

На уходящей неделе Президент Беларуси заявил о возможности модернизации политической системы в нашей стране. Прозвучавшее в ходе многочасового интервью ведущим китайским СМИ это заявление могло быть воспринято как дежурный комплимент официальному Пекину, способности проведения которым удачных политических трансформаций в последние десятилетия не вызывают сомнений. И все же эксперты и аналитики склонны видеть в словах Александра Лукашенко нечто большее: любое государство рано или поздно приходит к необходимости своего обновления. Вопрос в том, будет происходить оно грубо и бездумно либо же неспешно и вдумчиво. Впрочем, наша страна традиционно выбирает второй вариант.

Как показывает краткий экскурс в историю, политическая модернизация началась с появления в Европе первых национальных централизованных государств. Ее углубление — как в Европе, так и в США — привело к увеличению количества централизованных государств, установлению конституционного строя и становлению правового государства. В советское время считалось также, что она привела к региональной и глобальной экспансии централизованных буржуазных государств, разделившей мир на зависимые территории и зоны влияния. Сегодня подобная геополитическая трактовка, сохранившись по смыслу, обрела новое звучание: в условиях глобального кризиса выжить можно лишь сообща.

“К тому, что любое государство рано или поздно приходит к необходимости модернизации своей политической системы, я не стал бы относиться с недоверием, — сказал корреспонденту “НГ” руководитель аналитического центра ЕсооМ Сергей Мусиенко. — Наоборот, это весьма органично и естественно, если заинтересованность в подобном возникает осознанно и изнутри. Наверное, самый яркий пример политической модернизации — Китай. Именно эта страна приобрела уникальнейший опыт безболезненного присоединения Гонконга (“одна страна — две системы”), в успех чего не верил тогда практически никто”.

Гораздо больше в мире примеров неудачных модернизаций, отмечает эксперт. “И один из наиболее плачевных — развал СССР, — заключает он. — Одной из главных причин тому была кулуарность, закрытость политических реформ, игнорирование мнения большинства. Безусловно, стоит учитывать и этот печальный опыт, и сложности, с которыми в процессе собственной модернизации столкнулись другие страны”.

Собственно, именно этим и занято высшее руководство нашей страны. “Мы сегодня изучаем определенные тенденции в мире, — сообщил в ходе интервью Александр Лукашенко. — И конечно же мы и приспосабливаться будем, и модернизировать нашу политическую систему. Проведем парламентские выборы. И думаю, что нам надо обратить серьезное внимание на политическую реформу”.
В определенной степени началом такой модернизации могут стать парламентские выборы в нашей стране, которые пройдут в сентябре текущего года. Выступая в четверг в эфире телеканала “Беларусь 1”, председатель Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия Ермошина даже озвучила основной аспект новаций ближайшего времени: введение в Беларуси пропорциональной избирательной системы. “Если мы ее не введем так, как вводили наши соседи, то есть однозначно, как в прорубь прыгнули, — мы никогда не созреем, — считает глава ЦИК. — Потому что партии в отсутствие пропорциональной избирательной системы не развиваются. И нужно это признать”.

Среди иных составляющих политической модернизации политологи называют эволюцию политической системы в направлении создания современного суверенного государства, усиление роли государства. Беларуси этого не занимать. И все же процесс обновления простым быть не обещает. Например, вновь затягивается вопрос возможного преобразования РОО “Белая Русь” в политическую партию: даже если это произойдет, “Белая Русь” не сможет участвовать в предстоящих парламентских выборах. Как пояснила Лидия Ермошина, для участия в выборах партия должна быть зарегистрирована не позднее шести месяцев до их назначения. Предстоящие выборы депутатов в Беларуси будут объявлены во второй половине июня, поэтому намеревающаяся участвовать в них партия должна была зарегистрироваться до середины декабря прошлого года.

Впрочем, на то и есть общество, чтобы решать юридические и прочие коллизии на пути модернизации политической системы в Беларуси. “И в этой связи хотелось бы сам факт заявления Президента о возможности обновления политической системы в нашей стране считать весьма знаменательным, — говорит Сергей Мусиенко. — Как видим, это не кулуарное обсуждение и не “улично-площадная” дискуссия. Думаю, к этой теме мы еще много раз вернемся на различных уровнях. И определим степень готовности страны к преобразованиям”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter