Экскурсии по Могилеву водят известные фотографы и краеведы

Вдоль по Виленской

Даже самая непримечательная с виду улица может многое рассказать пешеходу. Просто нужно посмотреть на нее другими глазами и открыть новые для себя факты. В Могилеве жителям в этом помогает общественная организация творческих людей. А в качестве экскурсоводов выступают известные фотографы и краеведы.

Старая Виленская улица сейчас носит имя Лазаренко.

Есть улицы центральные. А есть совсем неброские.  Но при более близком знакомстве выясняется: рассказать о городе они могут ничуть не меньше, чем помпезные бродвеи. Чтобы исправить «историческую несправедливость», Могилевский центр городских инициатив организует бесплатные вояжи по тем местам, куда не добираются официальные гиды. В качестве приглашенных экскурсоводов при этом выступают известные фотографы и краеведы. В частности, по Лазаренко жаждущих новых открытий земляков провела титулованный мастер своего дела, один из авторов книги «Могилевский фотоальбом. 1864—2000» Ирина Савосина. 

Ирина САВОСИНА.

— Эта улица сменила несколько названий. Сначала была Великокняжеской. Свое нынешнее имя получила в сорок четвертом — в честь Героя Советского Союза, защитника Брестской крепости и освободителя Могилевщины Ивана Лазаренко. Но дольше всего улица, ведущая свой отсчет с шестнадцатого столетия, была известна как Виленская. Многие из старожилов так называют ее по сей день. 

Главные из сохранившихся достопримечательностей Виленской — несколько кирпичных зданий, построенных в 1910-м. Точная дата известна потому, что выбита прямо на крыльце бывшего доходного дома. Еще в восьмидесятых годах особняки были обитаемы. Причем в одном из них «прописался» самый популярный по тем временам винно-водочный — так называемый магазин на полгоры. А в соседнем доме находился медвытрезвитель. Сейчас здание обветшало, его стены для своих художеств облюбовали граффитисты. Хотя крыши домов-старичков покрыты строительной тканью, а один даже успел частично преобразиться и «нарастить» дополнительный этаж, горожане их судьбой обеспокоены. В конце концов, в городе не так и много зданий с историей, потому потеря любого из них была бы невосполнимой. Начальник управления собственности Могилевского горисполкома Анна Цумерова заверила, что статус этих домов как историко-культурных памятников никто не менял. Они проданы с аукциона инвесторам. Особняк под номером пятнадцать уже начали реконструировать. Но, к сожалению, фирма обанкротилась, и сейчас работы приостановлены. Здание пока законсервировано. Реконструкция дома номер тринадцать — в стадии проектирования. Ждет обновления и бывший медвытрезвитель. 

Когда-то они стояли на бойком месте: по Виленской горожане поднимались вверх — в центр города, на Большую Садовую. Другие по ней же спускались вниз, чтобы прогуляться по Струшне. Считалось, что температура в этом районе, название которому дала маленькая речушка, всегда выше, чем наверху. Возможно, потому и сады здесь были роскошными, радовали глаз и сердце любителей променадов. Единственное, что могло омрачить прогулку, — потоки воды или грязи, которые текли по крутой Виленской.

— Потому могилевчане по пути обувь похуже оставляли в еврейской лавке, там же переобувались в парадную и шли дальше, — рассказала Ирина Савосина. 

Виленские дома с вековой историей

Природный рельеф на Виленской смешался с искусственным, так как именно здесь проходили вторая и третья оборонительные линии. Разделяла эти валы быстрая и порой непредсказуемая река Дубровенка. Неудивительно, что Могилев считался укрепленным городом и отбил не одну атаку врага. Считается, что защищала жителей и Могилево-Братская икона, список которой висел над входом в Виленскую браму. Тут заканчивалась двухкилометровая улица. Как следует из исторической хроники, гетман Великого Княжества Литовского Януш Радзивилл в 1655-м не смог взять город. Могилевчане, хотя войско имели в разы меньшее, чем у противника, осаду выдерживали долгие три месяца. 

Большие бои на западной границе городской черты Могилев выдерживал и во время войны 1812-го, а также в Великую Отечественную. К слову, несколько лет назад строители откопали здесь бутыль французского вина времен Наполеона. И, не долго думая, выпили. А возводили они, кстати, путепровод: улицу Лазаренко он выпрямил и поднял ввысь, так что паводки ей теперь не страшны. Последний, к слову, беды наделал здесь весной сорок первого. Дубровенка тогда разлилась так, что смыло больше ста зданий, два каменных моста. В потопе исчезла и большая синагога, стоявшая на набережной. Всего вода унесла жизни около двух тысяч человек. 

—А вот дом в Садовском переулке, в котором провел свое детство Отто Шмидт, — поведала о неизвестном ранее факте краевед и историк. 

По некоторым данным, считается, будто дом родителей ученого находился на Большой Садовой. Однако несколько лет назад местный старожил, ветеран войны, рассказал: его папа и отец легендарного полярника Юлиус Шмидт жили напротив и даже дружили. Да и сам исследователь Памира, Севера, Арктики вспоминал, как бегал по березовым рощам. А в центре их быть никак не могло. Известно, что в шесть лет Отто переплыл и полноводную тогда Дубровенку, до которой от Садовского переулка рукой подать. Этот случай, кстати, описали репортеры «Могилевских губернских ведомостей» конца девятнадцатого века. 

—Я часто хожу по улице Лазаренко. Но сейчас кажется, что открыла ее для себя заново, — могилевчанка Ирина Рогова призналась, что на такую экскурсию попала впервые. И теперь с нетерпением будет ждать новых. Представитель центра городских инициатив Павел Жуковец уточнил: всего прошло четыре городских «путешествия» для любознательных могилевчан. И точку в этом проекте ставить пока никто не собирается.

Svet.markova@gmail.com

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter