Балетмейстер Юрий Троян встречает 70-летие на сцене Большого театра

Вдохновенный человек

Главный балетмейстер Большого театра Юрий Троян 6 октября отмечает 70-летний юбилей — как и всегда, на работе. В преддверии знаменательной даты мы пообщались с Юрием Антоновичем. Встречу нам знаменитый хореограф назначил под дубом недалеко от театра — это могучее дерево он собственноручно посадил когда-то давно, больше 40 лет назад…



— Свой юбилей вы встречаете на работе, а не за праздничным столом…

— Я всегда все юбилеи отмечаю в театре. Не люблю пышных торжеств и загулов. Придут мои друзья, посмотрят спектакль, перед которым будет встреча со зрителями, — это и есть праздник. Нет, и застолье с поздравлениями тоже будет, но уже позже, не сегодня.

— Юрий Антонович, вы до сих пор очень активно работаете. Значит ли это, что для хореографа 70 лет — не возраст?

— Все зависит от состояния здоровья — и настроение, и работоспособность. Если человек одаренный и физически находится в хорошей форме, почему бы и нет? Возраст — это не самое главное в нашей жизни.

— В последние годы много говорится об инициативах молодежи в искусстве — это мировой тренд. А опыт сегодня востребован?

— В любой профессии важен талант, важно образование, но и опыт. Я думаю, что не должно быть перекосов в какую-то одну сторону.

— Вы в Большом театре с 1968 года. Никогда не возникало желания попробовать себя в другом коллективе?

— Бывали такие моменты, но у меня хватило ума понять, что в Беларуси я родился, вырос, и все, что я умею, мне дали этот народ и эта страна. Со временем мысли о смене театра перестали меня посещать, хотя поступали предложения очень заманчивые и интересные, даже в 1990‑е годы, когда я уже закончил танцевать. Но я остался и не жалею об этом.


— Вы стали самым молодым заслуженным артистом в истории Беларуси, а то и всего Советского Союза…

— Не знаю, как насчет СССР, но в Беларуси да — в 21 год. Мне очень повезло. Во-первых, все детство провел в Большом театре, и у меня не было проблемы адаптации. Будучи выпускником хореографического училища, уже год работал в кордебалете. В балетной труппе шла в тот момент достаточно болезненная смена поколений — видимо, требовались новые силы, надо было вводить в роли молодых исполнителей. Среди многих попробовали и меня — и у меня начало получаться. Пошли сольные и ведущие партии, и так вышло, что, станцевав премьеру балета «После бала» белорусского композитора Генриха Вагнера, я неожиданно для себя получил звание заслуженного артиста.

— Не возгордились?

— Конечно, возгордился. Такого не бывает, чтобы молодой человек, получив в таком возрасте такие бонусы, не задрал нос. Все проходят через это, но умные люди идут дальше, а дураки в этом состоянии остаются.

У нас есть такая профессиональная штука: мы никогда не козыряем друг перед другом своими званиями.

— А как вы справились со звездной болезнью?

— Несколько месяцев погордился, а потом пару раз упал, что-то не получилось — и сразу успокоился. Оттого что ты получил звание, ты не научился гениально делать все.

    Юрий Троян стал самым молодым заслуженным артистом в Беларуси: звание он получил в 21 год.
— Танцы — профессия специфическая, очень активная, при этом жизнь на сцене заканчивается достаточно рано. А как осуществляется переход к работе хореографа? Ведь получается это далеко не у всех.

— По-разному. Хореограф — это, если дословно, постановщик танцев. Балетмейстер — мастер балета. Это может быть и преподаватель, и организатор коллектива, понятие достаточно широкое. В основном танцовщики переходят на преподавательскую работу, а хореографами часто становятся, еще танцуя. Это творческий посыл — как писал Жванецкий: «Внутри должно что-то свиристеть и произрастать». Тогда ты будешь сочинять стихи, писать романы или картины, ставить хореографию. Просто так закончить танцевать и назавтра стать хореографом невозможно. Это другая профессия, требующая особого склада характера. Точно так же далеко не все артисты балета, пусть и хорошо танцевали, становятся хорошими преподавателями.

— Если обратиться в прошлое: каким был ваш первый опыт как хореографа-постановщика?

— О, это интересный вопрос. Первой моей работой был художественный фильм «Про Красную Шапочку», знаете такой? Я ставил танцы в нескольких картинах, которые снимались на «Беларусьфильме». Так получилось, что мне это предложили, а я был достаточно молод, авантюристичен — и попробовал. У меня был хороший партнер — народный артист Семен Владимирович Дречин, известный хореограф, мы с ним дружили, несмотря на то что он был намного старше меня. Первый фильм делали вместе, а потом я ставил танцы уже сам — следом были «Питер Пэн», «Не покидай», «Приключения Буратино»…

Мы с Людмилой Бржозовской и танцевали там, и снимались в эпизодических ролях с нашими артистами балета. Есть, например, в «Красной Шапочке» такой эпизод, когда лесорубы строят дом и кроют крышу. Так вот на этой крыше сижу я и еще несколько танцовщиков — топорами работаем.

Потом я уже стал пробовать в театре ставить хореографические миниатюры: что-то не получалось абсолютно, а вот один номер вышел очень даже достойно, с ним наши солисты поехали в Москву и на всесоюзном конкурсе заняли 3-е место. А всесоюзные конкурсы в то время были сильнее, чем сейчас многие международные: огромный отбор, и даже просто дойти до финала было сложно. И когда наши артисты стали лауреатами с моим номером, мне было приятно. Может быть, вот эти успехи меня и заинтриговали, и я начал всерьез интересоваться и заниматься хореографией.


— Что самое сложное в вашей профессии?

— Сложности есть физические — это нагрузки. Ну и психологические: даже если просто выйти на сцену и постоять, человек может упасть в обморок от страха. А танцевать, исполнять какие-то трюки, да так, чтобы полторы тысячи зрителей тебе аплодировали, — это непросто. Думаю, вот это два главных порога, которые нужно перешагнуть в балете, — выдержать физически и психологически.

— У вас тоже был страх сцены?

— У всех он есть. Просто кто-то быстро переходит этот рубеж, а кто-то так и не может это сделать до конца. Я знал артистов, которые блестяще репетировали, но на сцене ничего особенного не достигали, потому что боялись. Но есть и другие — я их называю хулиганами. Они на репетициях очень средненько все делают, спустя рукава. А потом, когда выходят на сцену, их это так заводит, что они танцуют блестяще.

— В любом деле возникает определенная инерция, рожденная как раз опытом. Что делать, чтобы навыки, шаблоны не забили творческий посыл, который ты несешь?

— В каждой профессии есть набор методов, средств, которыми мы достигаем результатов с наименьшими затратами. Это лишь часть решения вопроса, чисто ремесленная. Но если души нет, таланта нет, то и работа останется на уровне метода. Люди делают какие-то запрограммированные вещи, и это работает. Но профессионал — это еще не есть вдохновенный человек. Нужно и то, и другое — и мастерство, и вдохновение.

КСТАТИ

6 октября Юрий Троян ждет публику в Камерном зале Большого театра на творческом вечере, где ничего не утаит от своих поклонников и на любые вопросы будет отвечать открыто. А затем на сцене Большого оживет удивительная история о белорусской Жанне д’Арк — Анастасии Слуцкой. Мы увидим премьерный состав исполнителей. Главные партии в балете «Анастасия» на музыку Вячеслава Кузнецова в постановке юбиляра исполнят Ирина Еромкина, Юрий Ковалев, Антон Кравченко, Такатоши Мачияма, Александра Чижик, Эвен Капитен. За дирижерским пультом — Андрей Галанов. Кроме того, в фойе театра нас ждет выставка, посвященная Юрию Трояну.
Александр Лукашенко поздравил народного артиста Беларуси Юрия Трояна с юбилеем
ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter