Отношения Минска и Пекина вышли на новый уровень

Вдохновение провинцией Ганьсу

В культурном сотрудничестве Беларуси и Китая нет игры в одни ворота...

В культурном сотрудничестве Беларуси и Китая нет игры в одни ворота. В 1992 году страны подписали межправительственное соглашение, которое вот уже двадцать лет исправно продлевается каждые 3 года. За это время красоты Минска успели оценить и полюбить несколько десятков китайских музыкантов, циркачей и художников. С ответным визитом в Поднебесную заглянули и наши художественные и музыкальные коллективы.


В прошлом году двусторонние отношения Минска и Пекина вышли на новый уровень: к культурной составляющей добавилась образовательная часть. Крупнейшее высшее учебное заведение, Ланьчжоуский университет, пригласил пейзажиста, члена Белорусского союза художников Леонида Гомонова на годовую стажировку в Китай. Совсем недавно живописец вернулся в Минск. Да не с пустыми руками: итогом двенадцатимесячной практики стал цикл работ «Дорогами Поднебесной». Первыми выставку успели оценить одесситы, минчане же увидят картины ровно через месяц в столичной галерее LaSandr Art. Затем экспозиция полетит в Пекин, куда Леонид Гомонов вновь отправится в сентябре. Зачем и почему, художник рассказал нашей газете.


— Известный китаист Василий Михайлович Алексеев однажды сказал: «Счастлив тот, кто два мира в себе держит прочно — Запад и Восток». Теперь понимаю, что эти слова как будто про меня были сказаны. Я никогда не любил надолго покидать Беларусь, даже в отпуск с трудом выбирался... А здесь как гром среди ясного неба мне поступает предложение уехать преподавать живопись на целый год. Да еще и в такую даль. Долго сомневался, хотел отказаться, но жена уговорила. Сказала, что когда–нибудь я не прощу себя за то, что упустил такую возможность. Поэтому предложение принял, и теперь Китай меня уже не отпускает.


— В Беларуси вы учили живописи и рисунку студентов Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка. Потом преподавали азы художеств китайской молодежи. Успели прочувствовать разницу в менталитете?


— Не то слово. Китайцы более пытливые и трудолюбивые. Стоимость обучения в университете Ланьчжоу немаленькая, поэтому если ребята приходят учиться, то стараются извлекать максимум пользы из лекций и практических занятий. Для них диплом об окончании вуза — это не просто «корочка», а реальный шанс добиться чего–то в жизни.


— У нас заработать на жизнь рисованием тяжело, поэтому наборы в художественные колледжи и на творческие факультеты вузов сокращаются с каждым годом — студенты просто–напросто не торопятся становиться живописцами. В Китае — та же ситуация?


— Быть художником там почетно и престижно. И заработать на хороший кусок хлеба с маслом вполне реально. В Китае очень развита структура частных художественных школ, которые обеспечивают максимальную подготовку абитуриентов к поступлению на художественный факультет вуза. Много времени студенты уделяют технике копирования — я никогда прежде такого не видел. Рисуют всё: начиная от Рембрандта и Тициана и заканчивая Ван Гогом и Малевичем. Причем многие уже настолько подналовчились копировать знаменитых мастеров, что найти отличия с оригиналом порой достаточно трудно.


— В Китае знают наших художников?


— Их, к сожалению, не знают даже в Беларуси... Что уж говорить про далекий Китай. Хотя русских живописцев в Поднебесной любят — школа передвижников оказала сильное влияние на тамошних мастеров. Да и картины, написанные в стиле русских импрессионистов, идут на ура.


— Говорить об арт–рынке в Беларуси не приходится, продать полотна здесь негде да и, по большому счету, некому. А насколько развит художественный бизнес в Китае?


— Прежде чем приобрести полотно, китайцы будут долго и досконально его изучать. Они, как и белорусы, не спешат вкладывать деньги в художественные ценности. Однако при этом арт–рынок в Китае функционирует исправно и вполне успешно. Художественных центров и галерей по всей стране огромное количество. Причем в отличие от Беларуси они служат не только выставочными залами, но и своеобразными магазинами, в которых можно приобрести любую понравившуюся картину.


— В сентябре у вас открывается персональная выставка в Пекине, посвященная природе китайской провинции Ганьсу. Рассчитываете на коммерческий успех?


— Слукавлю, если отвечу отрицательно. Но денежная сторона вопроса — далеко не на первом плане. Побывать в Ганьсу — значит уже обрести счастье. Это место, где соединяются Запад и Восток. Провинция Ганьсу включена ЮНЕСКО в список семи мировых чудес природы. О здешних горах писали еще Ли Бо и Ци Бай Ши, тут Джеймс Кэмерон снимал свой «Аватар». Китай не просто вдохновил меня на создание цикла картин «Дорогами Поднебесной», но и полностью изменил мое мироощущение. Я для себя как будто раздвинул границы двух миров — восточного и западного.

 

Советская Белоруссия №123 (24260). Суббота, 6 июля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter