Кто такие аромадизайнеры?
Яркие бигборды и телеролики воспринимаются как нечто привычное. Эти способы покорения целевой аудитории удивляют нас все реже и реже. Но теперь на рынок выходят фирмы, которые специализируются... на рекламных запахах, то есть ароматах, располагающих, скажем, к совершению покупок. Обоняние ведь легко поддается на соблазнительные запахи, вы и не заметите, как руки сами потянутся к кошельку.
Иду на запах
Один из минских гипермаркетов. В торговом зале отчетливо ощущается головокружительный запах земляники.
— Дегустацию чая что ли проводят? — спрашивает заинтересованный покупатель.
— Да нет, похоже, новую партию печенья завезли, — предполагает другой.
Уже вдвоем они начинают искать источник приятного аромата, машинально складывая в корзину то, что при других обстоятельствах наверняка не купили бы. Они и не подозревают, что источает аромат незаметный прибор. Понятное дело, он установлен неспроста. Например, в другом минском супермаркете благодаря запаху карамели резко возрос спрос на кофе и десерты.
— Только захожу туда, сразу сладкого хочется, — жалуется коллега.
Неудивительно, ведь считается, что правильно подобранный для магазина аромат может увеличить объемы продаж на 30 процентов. Многие покупки мы совершаем спонтанно, а приятный запах только подталкивает к этому. Обман обоняния? Нет, всего лишь умелая работа представителей необычной профессии — аромадизайнера. Им подвластен любой, даже самый редкий запах. Еще на лестнице одной из таких фирм я почувствовала сладковатый аромат, вобравший в себя нотки карамели, свежей выпечки и сочной дыни. Божественно!
— Сейчас много визуальной рекламы, и люди научились блокироваться: они понимают, что могут столкнуться с обманом, — рассказали Александр и Вячеслав, представители фирмы. — А когда слышат определенный запах, заостряют на нем внимание, ведь человек помнит аромат гораздо дольше, чем, скажем, фотографию.
Нюансы и оттенки
— Возможности запахов многогранны, — рассказала Татьяна Лазовская, психолог. — У каждого из нас своя реакция на что–то вкусное, полезное, вредное: потому сегодня так популярна ароматерапия. Например, запах леса, травы поднимает настроение, улучшает его, а гнили — наоборот. Кстати, если создать атмосферу с аромалампой и соответствующей музыкой, то человека можно погрузить в определенное состояние.
Но не волнуйтесь, ароматерапия в магазинах и офисах абсолютно безвредна для здоровья!
— Поднять продажу — это самое простое, что можно сделать с помощью запахов, — говорит Вячеслав. — Сложнее создать уют, атмосферу, шик, подчеркнуть интерьер или брэнд, привлечь дальнейшее посещение и оставить хорошее впечатление.
Аромадизайнеры признаются, что интереснее всего работать именно с брэндами, хоть это занятие и трудоемкое. Так, например, обязательным атрибутом торговых точек компании — производителя нижнего белья стал четко подобранный аромат, который уже на протяжении длительного времени благоприятно действует на покупателей.
— Только вдохни, — предлагает мне Александр распознать один из запахов его коллекции.
— Что–то знакомое, — силюсь вспомнить я.
— Да ты каждый день его чувствуешь, — улыбается он. — Это запах свежескошенной травы. А вот еще?
— Хм, фрукт какой–то?
— Почти угадала. Печеная груша.
Нет, парфюмер бы из меня точно не вышел...
Ароматы бывают разные
Все чаще услугами аромадизайнеров пользуются в офисах продвинутых компаний, чтобы повысить трудоспособность своих сотрудников. Японские ученые установили, что у тех, кто постоянно сидит за компьютером, число ошибок снижается на 54% при вдыхании запаха лимона.
Но бывают случаи, когда неправильно подобранный аромат может испортить отношения.
— Я в этот магазин больше не хожу, — сказала как–то моя соседка про один из минских супермаркетов. — Там такой тошнотворный сладковатый запах, сразу начинаю задыхаться.
Александр и Вячеслав вспоминают, что и они однажды только установили оборудование, даже еще включить не успели, а у человека уже заболела голова, проявилась аллергия.
Кстати, аромат индивидуален, как и человек. То, что вызовет положительные или отрицательные эмоции, скажем, у итальянца, на немца никак не подействует. Если верить исследованиям британских ученых из Capital Research Group, японцы предпочитают жасмин, американцы — грейпфрут... А наши люди готовы расстаться с деньгами в магазине, почувствовав, что где–то рядом пекут хлеб.
Верь обонянию своему!
Но действительно ли мы так зависим от ароматов? За ответом я обратилась к специалистам.
— Нет никаких сомнений, что запахи влияют на самочувствие, настроение, поведение, да и вообще на состояние человека, — подтвердил Василий Левковец, ученый секретарь Института физиологии НАН.
Как это работает? Отделы человеческого мозга, которые обеспечивают восприятие запахов, тесно связаны с зонами, ответственными за возникновение эмоций. Вот и получается: чем приятнее вокруг нас атмосфера, тем лучше восприятие жизни.