Вчера и сегодня

В конце 1920-х годов в Минске разразился скандал.
В конце 1920-х годов в Минске разразился скандал. Впрочем, это даже скандалом нельзя назвать. Потому что скандал - это некое вопиющее исключение из правил, а то, что происходило в то время в столице БССР, неуклонно приобретало характер правила, долженствующего впредь быть законом для всей национальной культуры. Так что же так всполошило в те годы общественность? Оказалось, что в стены Белорусского государственного музея пробралась контрреволюция! Никем не замеченная, "контра" сумела продержаться несколько лет и даже обзавестись некоторым хозяйством. Среди оного оказалось несколько портретов представителей "эксплуататорских классов". А "контрой" оказалось руководство музея во главе с Вацлавом Ластовским, которое осмелилось оборудовать выставку "Стары Менск", поместив в ней не картинки из жизни грязного дореволюционного города, а парадные "сарматские" портреты литовских магнатов и шляхтичей!

Ластовского уволили, а впоследствии и вовсе "ликвидировали". А портреты "панов" остались. Они пролежали в сырых подвалах, пережили войну, долгое время покрывались паутиной, забытые наукой и публикой, но выжили! А ныне это наша гордость. Сейчас мы восхищаемся славным своим прошлым. Вытаскиваем наружу старые портреты, снимаем паутину, стремимся в архивы, ищем, кто мы и откуда.

Появление в мае прошлого года выставки "Исторический портрет Великого княжества Литовского" в Национальном музее истории и культуры стало настоящей сенсацией. Короли и князья, паны и шляхтянки целый год взирали на нас "живьем": не из дорогих заграничных альбомов, не из учебников, а со стен одного из главных музеев страны. Как мы поднялись, подумалось. И как, должно быть, поднялось за этот год наше национальное самосознание. Ведь выставку посетило 16 тысяч человек, 400 экскурсий.

Неизвестные досель лики Радзивиллов (мы о них все толкуем, а увидеть представилась возможность совсем недавно: многие портреты вернулись из забытья только в последние годы, хотя некоторые еще с советских времен в художественном музее выставлены в зале старого белорусского искусства), некогда славных минских вельмож Завишей. Ельские, Пацы, Сангушки, Вишневецкие... Всех фамилий не перечтешь. Короли Стефан Баторий, Владислав IV Ваза, Ян III Собеский. Последний в буквальном смысле был спасителем Европы, ведь если бы не этот король, его настойчивость и храбрость, то, наверное, турецкое владычество простиралось бы далеко за Дунай... Но Собеский был последним из королей Речи Посполитой, прослывших героями.

...Мы очень часто сожалеем об утерянных навсегда сокровищах искусства, вывезенных, уничтоженных, а тем не менее даже не догадываемся, какие сюрпризы готовят нам наши музейные хранилища. Вот, например, единственный из сохранившихся прижизненных портретов великого канцлера литовского Льва Сапеги. Ранее картина принадлежала виленскому Белорусскому музею имени Ивана Луцкевича, а впоследствии попала в частное собрание вильнюсского художника Петра Сергиевича. Он в 1968 году передал полотно в Минск, но в БССР в то время никто даже не догадывался, что "оригинал" редактора третьего Литовского статута хранится у нас под боком! Сапега с правильными чертами лица, с шикарными усами предстает перед нами в классическом "сарматском" костюме: красно-коричневый кунтуш с меховым воротником, в руках атрибуты власти (парадный жезл в правой и канцлерская печать в левой).

"Исторический портрет Великого княжества Литовского" - это не только наше прошлое, но и настоящее. Типажи, представленные на выставке, не ушли безвозвратно в небытие. Они живут в потомках. Достаточно пройти по улице, чтобы понять: меняются только одежды, а люди - те же.

Говорю о выставке, а она... закрылась. Но не опоздал тот, кто не успел. Она проедет по всей Беларуси от Немана до Днепра. Но сначала, правда, "Исторический портрет" предстанет перед публикой в Вильнюсе. 6 июля будет широко праздноваться 750-я годовщина коронации первого короля Литвы Миндовга. Экспонирование в литовской столице художественного собрания из Беларуси было изначально запланировано к юбилейной дате. И отрадно, что национальные исторические музеи обеих держав, наследниц тысячелетнего культурного "багажа", уже давно тесно сотрудничают. Думаю, споры и дележ общей истории рано или поздно прекратятся, ведь, как справедливо заметил Адам Мальдис, не разорвешь на части тех же Сапег и Радзивиллов. Все едино.

В Минске к концу нынешнего года откроется один зал постоянной выставки исторического портрета Великого княжества. Ну а прочие творения мастеров средневековья, спросите, неужели вернутся в пыльные хранилища? Будем надеяться, нет. Впереди - возвращение к жизни после реставрации несвижского дворца Радзивиллов, а поскольку большинство художественных полотен происходит именно из залов этого замка, то, будем верить, вскоре они вернутся на законные места. И у нас, кстати, появится еще один повод сняться с насиженных мест и проехать в прекрасный Несвиж, где госпожа Клио никогда не останавливала своего дыхания. Впрочем, это уже иной разговор.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter