Вбить знания и не убить… учителя

Учителя в Испании и Британии боятся ходить в школу. А а у нас?

Возможно ли полное взаимопонимание между всеми участниками учебного процесса?

«Наша классная постоянно кричит на детей», — поделилась со мной как-то знакомая, мама четвероклассника, не раз становившаяся свидетельницей «воспитательного» процесса. По ее словам, учитель не скупится и на «комплименты» родителям, называя их невозможными и склочными. Тем не менее жаловаться на слишком «усердного» педагога директору учебного заведения знакомая не спешит — боится учительской мести. Да и терпеть «злую фурию» осталось год-другой…

Случаев непонимания между всеми участниками учебного процесса, а это и учителя, и ученики, и их родители, немало. Да и были они, пожалуй, во все времена. И во время моей школьной жизни, а это 80—90-е годы прошлого века. Тогда, как и сейчас, виновником конфликта мог стать каждый. Хорошо помню, как наш класс довел до слез молодую учительницу, – на нее просто не обращали внимания. Была и другая история, когда учитель частенько оскорблял неуспевающего ученика, называя его кретином и идиотом. Мама одного из одноклассников устроила истерику учительнице математики за якобы несправедливую оценку сыну…

Так что, собственно, с тех пор изменилось? Профессия преподавателя стала менее престижной? Но ведь связавшие свою жизнь с педагогикой так не думают. Учителя стали меньше уважать? Полагаю, тех, кто умеет отстоять свой авторитет, уважали всегда. Родители стали требовать от школы больше того, что она обязана дать, зачастую самоустраняясь от воспитания собственных детей? Возможно. А за родителями слово в слово претензии школе стали предъявлять дети. В итоге конфликтная ситуация обострилась. Насколько?

Ситуацию в мире вряд ли назовешь радостной. Например, по информации РИА «Новости», испанские учителя просто боятся ходить в школу. Из опрошенных более 12 тысяч педагогов средних государственных школ около 15 % пожаловались на то, что подвергаются физическому насилию со стороны учащихся, а 73 % — оскорблениям. Около 80 % говорят о необходимости мер, направленных на укрепление авторитета педагогов.

Эта же проблема волнует их коллег из Британии. По информации газеты «The Times», в Великобритании почти каждый третий учитель страдает от насилия со стороны учеников. Учителей толкают, лягают, бьют, бросают в них различные предметы и даже нападают с оружием.

Подобная тенденция, отмечают СМИ, имеется и в российских школах. По оценкам экспертов, сделанным весной 2007 года, за два предыдущих года количество нападений учащихся на педагогов выросло по всей стране вдвое. Выстрел из стартового спортивного пистолета за сделанное на уроке замечание, серная кислота, выплеснутая в лицо учителю после двойки за контрольную, камень, брошенный в затылок… А одиннадцатиклассник из Иркутска нанес преподавателю физики девять ножевых ранений только за то, что та не поставила ему «зачет».

К счастью, такие способы разрешения конфликтов не характерны для Беларуси, отметил заместитель начальника Управления профилактики МВД Игорь Карачун. По его словам, за последние несколько лет подобных происшествий в стране не было. Более того, преступность среди молодых людей, напротив, снижается. Так, за 10 месяцев 2009-го в сравнении с прошлым годом число преступлений сократилось на 7,7 процента, количество их участников снизилось на 16,6 процента.

Но это не означает, что проблем нет совсем. Об этом не понаслышке знают в Добруше, где около трех лет назад в одной из школ на уроке ученики избили учительницу. Как заверили в Добрушском РОВД, все виновные понесли заслуженное наказание, и подобных ЧС в районе больше не было.

Сообщений о случаях, когда виновниками трагедий становились учителя, меньше в разы. И, наверное, это нормально, все же эти люди осознанно связали свою жизнь с педагогикой, а значит, и с детьми. Но, увы, некоторые убеждены: если кто-то не хочет учиться, знания можно вбить. Иногда в буквальном смысле. Например, учитель физкультуры из села Зоркальцево Томской области провинившихся школьников заставлял сидеть весь урок на корточках, уча их уму-разуму… пинками. Его коллега из Мариупольской школы толкнул девятиклассницу, да так, что она упала и получила закрытую черепно-мозговую травму… В поисках справедливости накала страстям, случается, добавляют особо активные родители. Например, в этом году мать горецкого школьника избила обидчика своего сына прямо в школе.

Кто виноват в сложившейся ситуации? Полагаю, все участники учебного процесса, демонстрирующие неспособность разобраться мирно, без агрессии. В любом случае взрослые должны помнить: дети берут пример с нас. Если мы будем решать конфликты, размахивая кулаками, какой спрос с них? В конце концов, есть такой простой способ, как диалог, который, не исключено, все расставит на свои места. Можно обратиться за помощью к психологу, директору школы и т.д.

Есть еще несколько «хитростей», которые могут помочь, в частности, родителям в разрешении конфликта. «Изначально проясните ситуацию, — советуют в Социально-педагогическом центре Борисовского района. — И не со слов ребенка, а выслушав всех участников конфликта. Затем сформулируйте (лучше письменно), чего вы хотите в сложившихся обстоятельствах: десяток в дневнике, душевного комфорта для ребенка или чтобы он научился сопротивляться давлению? Теперь попробуйте еще раз встретиться со своими «противниками» и спокойно, рассудительно донести до них свое понимание ситуации и пожелания. Покажите, что услышали их доводы и готовы выработать компромиссное решение. Договоритесь о ближайшем конкретном шаге, скажите, что вы готовы сделать со своей стороны, назначьте время следующей встречи для обсуждения результата».

Что ж, на это потребуется время. Но разве жаль потратить его на то, чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно?! Кстати, неплохо бы и учителям, и ученикам, и родителям вспомнить, что всех их объединяет одна задача – знания, но никак не взаимные обвинения. Еще Жан-Жак Руссо говорил: «Оскорбления — это доводы тех, кто не прав».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter