Важность ошибки

Portishead. Third (11 треков)CD–обзор ушами Сергея Пукста

Portishead. Third (11 треков)


В свое время Portishead дали миру доведенный до крайности стиль «нуар», а также смогли правильно преобразовать любовь слушателей к самой главной джазовой певице Билли Холидей. Ее мяукающие интонации очевидно угадываются в манере солистки группы Бет Гиббонс, которой добавлял трагизма емкий и разящий ритм. Это сочетание сразу дало музыкальному миру новую сенсацию, а группа была возведена в разряд культовых. Поэтому считаю своим долгом предупредить: как всякий выход за рамки, обозначенные двумя предыдущими работами, этот альбом, безусловно, явится разочарованием. В силу того что он сделан с непривычной для современного слушателя глубиной композиторского мышления.


То, что постепенно и неотвратимо захватывает с самой первой композиции, — это очевидное (несомненно, запланированное) огромное количество ошибок. Ошибки, которые допущены в аранжировке, беспрецедентны в своем роде. Это целенаправленный поиск и нахождение случайности и сбоя. Разумеется, такой поиск не всегда оборачивается находками. Из того, что подвластно описанию, можно упомянуть следующее: «The Rip» — якобы неумело вступающая гитара. Самое интересное, что электронный ритм ускоряется и вообще кажется неровно набранным на компьютере. «Nylon smile» — сплетение музыки из случайных шумов. Я думаю, что задача Бэрроу состояла в создании музыки, которая протекает сама по себе, никак не поддерживая вокалистку Бет Гиббонс. «Machine Gun» («Автомат») — полностью соответствует своему названию. Сделанная с мрачноватым юмором миниатюрная «Deep Water». Длинная, вполне отражающая идею современных психоделических поисков, композиция «Small». И замечательно потерянная интонация заключительной «Threads».


Все композиции являются образчиками антимузыки как таковой, местами абсолютно тупой в своем естестве, местами просто разбухающей от собственной необязательности в виде обрывков музыкальных фраз.


Признаки нынешнего распада прослеживались уже во второй работе музыкантов, но деструктивный механизм был скрыт использованием джазовых сэмплов. Сейчас исчезли и они. Просто в какой–то момент стало ясно, что джазовые сэмплы — это ложь. А игра в роковую женщину и стиль «нуар» — всего лишь жалкая стилизация, которая, сползая по необратимо гладкой поверхности, обнажает черный айсберг правды. Время стилистических решений закончилось. Музыканты посчитали нужным сказать что–то значимое, а не знаковое. В одном из интервью участники группы очень просили, чтобы их работу не называли трип–хопом, поскольку их творчество шире жанровых рамок. Они создали нечто такое, для чего критики нескоро найдут определение.


Временами создается впечатление, что лидер группы и аранжировщик Джефф Бэрроу пытается создать наибольшее количество помех для сладковатого голоса Гиббонс. Просто в какой–то момент он понял, что существуют вещи более важные, чем музыка. И что их с Бет личная драма уже становится чем–то большим, чем просто вспомогательный стимул для трагических баллад.


Когда Пьер Паоло Пазолини снял «120 дней Содома», критика сошлась во мнении, что это очень плохой фильм с отвратительным и довольно бессвязным сюжетом. Тем не менее этим фильмом режиссер сообщил нам нечто очень важное. Что мысль всегда важнее, чем «прекрасное». Он сказал то, к чему столько времени шел, последовательно отказываясь от постановочной красивости кинематографа.


«Портисхед», совершив внешне абсурдный поворот в своей творческой биографии, позволили себе быть абсолютно откровенными со слушателями, своей новой работой показав, что внутренне важное далеко не всегда прекрасно.


Слушатели и критика их не пожалеют. В этом нет никаких сомнений...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter