Важное сообщение. Многие белорусы вынуждены переплачивать за воду только потому, что забывают вовремя сообщать коммунальникам показания счетчиков

Когда кампания по установке счетчиков воды в квартирах еще только начиналась, у людей уже возникали вопросы о премудростях последующих расчетов с коммунальниками. И письма в «НГ» ясно давали понять, что нестыковок будет очень много. Просто людям, привыкшим к усредненным ежемесячным начислениям в жировках, было сложно пере- строиться. Теперь каждый месяц нужно самостоятельно снимать показания со своих водомеров и по телефону или в письменном виде сообщать эти цифры в службу ЖКХ, чтобы коммунальники могли начислить вам плату. Особенно много недоразумений возникает в случаях с пожилыми людьми, которым свойственна забывчивость и которые долго привыкают к новым технологиям. Пенсионер из Минска Анатолий Жук, например, запутавшись в водомерных правилах, задолжал ЖЭСу больше 130 тысяч рублей. Дедушку включили в список злостных неплательщиков и грозят отключить от коммунальных благ. Как выяснилось, этот случай не единичный… «Я просто не стал платить!» – Я установил эти счетчики еще в 2003 году, чтобы сэкономить, а оно вон как получилось, – Анатолий Николаевич до сих пор не понимает, как мог задолжать коммунальникам 41 тысячу рублей, на которую за время разбирательств и тщетных попыток доказать свою правоту набежала еще и пеня в 95 тысяч.

— Я не постоянно живу в Минске, часто езжу в деревню в Узденский район. Поэтому водомеры были мне выгодны — чтобы платить только за ту воду, которую действительно использовал. И вот как-то вернулся, а в жировке аж 9 “кубов” на нас с женой за месяц начислили! И так не один раз было. А как такое возможно, если нас в городе вообще не было? Мы же ни капли этой воды не потратили! Конечно, я платить не стал...
Эта поучительная история, породившая множество денежных и психологических проблем, началась еще в феврале 2005 года с... крохотного недоразумения. Тогда Анатолий Николаевич действительно в очередной раз вернулся после месячного отсутствия в свою городскую квартиру с и удивлением обнаружил в жировке “лишние” кубометры воды. Справедливо рассудив, что платить за неиспользованную коммунальную услугу глупо, пожилой человек просто взял и собственноручно... вычеркнул в жировке ненужную строчку с 10 тысячами рублей. В кассу, естественно, тоже внес меньшую сумму. После этого Анатолий Николаевич позвонил в расчетно-справочный центр и указал коммунальникам на ошибку: мол, в жировку вписали лишнее. Коммунальники, естественно, сделали перерасчет, но исходя из той начисленной суммы, которая изначально значилась в документах. Этот перерасчет и отразили в жировке за следующий месяц: там вновь начисленную сумму просто уменьшили на “переплаченные” 10 тысяч рублей. Дедушка, в свою очередь, этот бухгалтерский ход воспринял по-своему — решил, что ему просто в качестве льготы уменьшили плату за коммунальные услуги. Одним словом, те самые злосчастные 10 тысяч рублей, “справедливо” недоплаченные пенсионером, так и повисли в виде долга коммунальникам. “Разжевывать” бухгалтерские тонкости пожилому человеку специалистам было недосуг.

А пеня вдруг выросла до 95 тысяч...

Эта история с поездкой в деревню, возвращением и обнаружением в жировке “приписанных” кубов за воду повторилась еще несколько раз. В результате долг коммунальникам вырос до 41 тысячи рублей. В миллионном потоке платежей детально разбираться в причинах небольшого долга никто, естественно, не стал. Анатолий Николаевич спокойно продолжал платить по жировке, каждый раз старательно вычеркивая из квитанции “непонятный” долг и искренне недоумевая, откуда же берется увеличивающаяся с каждым месяцем пеня. Когда последняя выросла до 95 тысяч рублей, коммунальники стали высылать пенсионеру извещения с требованием вернуть долг. А дедушка, возмущенный поведением службы ЖКХ, сначала пробовал найти правду в переписке с коммунальниками и районной прокуратурой, а потом обратился в газету.
— Учитывая то, что в квартире установлены индивидуальные приборы учета расхода воды, расчет за услугу “подогрев воды” должен производиться по показаниям счетчика, — этот, казалось бы, логичный аргумент специалисты Минского городского жилищного хозяйства приводили в переписке с Анатолием Жуком и повторили корреспондентам “НГ”. Действующую схему расчетов подтвердили и в расчетно-справочном центре, к которому приписан дом пенсионера: “В договоре, который заключается при установке счетчиков воды, четко указывается, что потребитель обязан каждый месяц сообщать показания водомера. Действующие документы не предусматривают ежемесячной сверки показаний приборов с предоставленными в ЖЭС сведениями. Поэтому когда собственник несвоевременно сообщает о новых цифрах на водомере, плату за воду ему начисляют по нормативам. Потом, естественно, делается перерасчет”.

Путаницы с платежами возникают постоянно

Этот железный аргумент, однако, не подействовал на пожилого человека. Анатолий Николаевич до сих пор не понимает, почему он должен сообщать какие-то цифры коммунальникам, когда он вообще не пользовался водой.
— Ведь и так понятно, что изменений никаких не произошло, а эти требования — просто издевательство над пожилым человеком, — возмущается пенсионер. — Мне пишут письма с требованием вернуть долг, начислили огромную пеню, поздними звонками с напоминаниями о долге довели супругу до бессонницы.
Коммунальники, которые формально в этой истории правы, тоже не желают делать и шага навстречу. Анатолий Жук официально числится в неплательщиках, поэтому к нему и применяют “общие” меры, в числе которых пеня, предупреждения и автодозвон. Понять можно: ЖКХ хочет получить свои деньги за предоставленную услугу. Однако встать хочется именно на сторону пенсионера, ведь это тот самый случай, когда огромный механизм оказался сильнее человеческого фактора. И никаких тебе скидок на возраст... Хотя сами же коммунальники признались, что история типичная. Официальных подсчетов, разумеется, никто не ведет, но случаев, когда люди (и не только пожилые) путаются в правилах расчета за коммунальные услуги или просто забывают о своевременных звонках в РСЦ, предостаточно.
Как разрулить конфликт, возникший между службой ЖКХ и нашим читателем, честно говоря, непонятно. Ни одним документом не установлено наказание за невнимательность к проблемам или возрастным особенностям потребителей коммунальных услуг. А незнание закона не может освободить Анатолия Николаевича от ответственности за его, пусть и неумышленное, нарушение. Но сам факт этого конфликта (далеко не единичный) свидетельствует, что система расчетов с ее многочисленными квитанциями, показаниями и звонками в разные службы явно нуждается в корректировке в пользу удобства для граждан. Чтобы все было просто и понятно. Абсолютно каждому.

Кстати 

Показания поставят на поток?
Коммунальники уже задумываются над тем, как упростить процедуру снятия показаний со счетчиков воды. Недавно на базе Бобруйского водоканала прошел республиканский семинар для руководителей и специалистов водопроводно-канализационного хозяйства. Специалисты планируют со временем ввести в практику систему дистанционного съема показаний с водомеров. Если все получится, то в домах будут устанавливать специальные приборы, которые позволят работникам службы ЖКХ самим отслеживать изменения на счетчиках воды, даже не заходя в квартиры жильцов. Эта схема должна упростить жизнь потребителям коммунальных услуг и сделать расчеты за воду более точными.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter