Казалось бы, общие проблемы должны сближать. Однако в политике действуют совсем другие принципы и нормы

Важней всего погода в доме!

Подтверждением тому стала проходящая с 30 ноября по 12 декабря в Объединенных Арабских Эмиратах 28‑я конференция ООН по изменению климата. Подобные саммиты проводятся ежегодно с 1992 года, когда была подписана знаменитая Декларация Рио‑де‑Жанейро по окружающей среде и развитию (а с ней и целый ряд других документов), обозначившая основные проблемы в сфере мировой экологии и предложившая набор инструментов для постепенного решения вопросов климатических изменений.


Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Войны являются главным источником грязи на нашем континенте. Это жажда наживы, которая превращает природные ресурсы в личный капитал и обкрадывает будущие поколения. Это попытки убрать со своего пути страны, мешающие подчинить весь мир, и разрушить, вытянув из земли все соки. И делается все порой якобы в целях устойчивого развития (есть такая программа в ООН)… Беларусь по Парижскому соглашению в полной мере выполняет взятые на себя обязательства и даже перевыполняет их… Парадоксально, но в ответ получаем новые экономические санкции, барьеры в международной торговле, ограничение доступа к технологиям. И не только мы. Пора признать: зеленая повестка бессмысленна в условиях конфронтации. Она требует уважения суверенитета стран и безусловной справедливости.

На пленарном заседании Всемирного саммита по борьбе с изменением климата в Дубае, 1 декабря 2023 года.

Горькая правда от белорусского Президента

В этом году бесспорным хедлайнером мероприятия стал Президент Беларуси! В своей небольшой, но прочувствованной речи Александр Лукашенко без обиняков и экивоков, прямо и без дипломатических уверток обрисовал нерадостную картину всепланетарной борьбы за экологию.
Отметив, что климат действительно меняется, а природа бросила глобальный вызов человечеству, белорусский лидер призвал обратить внимание на первопричину такого положения дел. И первопричина эта — в стремлении к гегемонии и геополитическому превосходству отдельных государств (называть которые нет смысла, все и так их знают). А удерживать свою гегемонию они предпочитают старым как мир способом: разжигая конфликты и войны, стравливая между собой государства и народы, убирая со своего пути всех несогласных с подобным подходом. Ну или используя инновационный подход и прикрываясь зеленой повесткой.

По поводу того, что проблема экологических и климатических изменений существует реально, а не выдумана учеными или политиками, вроде бы достигнут консенсус. Никто не спорит, что по сравнению с доиндустриальной эпохой (закончившейся в середине XVIII века) количество углекислого газа в настоящий момент выросло в полтора раза. Кроме того, хозяйственная деятельность человека приводит к накоплению в атмосфере метана, оксида азота, других вредных элементов. А это, в свою очередь, вызывает парниковый эффект, из‑за которого температура на планете неуклонно повышается, изменяя климатические условия, меняя направления морских течений и розу ветров, способствуя таянию ледников и повышению уровня мирового океана.

Еще в 1997 году был принят знаменитый Киотский протокол, с 2015 года трансформировавшийся в Парижское соглашение по климату. Согласно последнему документу, к которому присоединилось около 190 государств, страны‑подписанты обязались предпринимать меры по снижению уровня потепления до 1,5 градуса по Цельсию.
Увы и ах, по последним прогнозам исследователей, до конца века, при строгом соблюдении всеми участниками глобальных договоренностей взятых на себя обязательств, уровень потепления достигнет лишь отметки в 2,4 градуса Цельсия. А этого явно недостаточно.

Кто в лес, кто по дрова…

Что ж, сплотим ряды и будем повышать эффективность мер по снижению вредных выбросов? Хорошо бы. Но тут начинаются странности. Одни государства из кожи вон лезут, выполняя взятые обязательства. Но вместо поддержки, помощи и понимания получают нечто совсем иное. Именно об этом говорил наш Президент в Дубае. Действительно, путь к экологическому равновесию имеет много направлений. Это и сохранение лесов и болот — легких планеты.

Некоторые страны весьма трепетно относятся к этому вопросу, как, например, Беларусь, которая на почти 4 процентах своей территории разместила и поддерживает в нетронутом виде два заповедника и четыре национальных парка, обеспечивая биоразнообразие и ограничивая вредное антропогенное воздействие на природу.

А в это же время в лесах Амазонки ежегодно незаконно вырубаются массивы площадью, равной примерно восьми площадям современного Лондона! Можно стремиться снизить количество используемых углеводородов (нефти, газа, каменного угля) в промышленности и энергетике, переходя на возобновляемые или относительно чистые источники энергии. К последним относится энергия как водорода, так и мирного атома.

И вот Беларусь вводит в этом году в строй Островецкую АЭС, что позволит нашей стране сэкономить до 5 млрд кубометров газа ежегодно (из 18 млрд м3, также ежегодно импортируемых из России), то есть снизить в год на 7 — 10 млн тонн выбросы парниковых газов!
Однако строительство нашей станции у некоторых соседей вызывало просто скрежет зубовный, заставляя их на любой публичной площадке, посвященной не важно чему, вести себя как приснопамятный римский сенатор, требовавший в конце каждой своей речи: «Карфаген должен быть разрушен!»

Как хозяин у собачки будку отобрал

Правда, этим последним, являющимся лишь ручными собачками, куда как далеко до их хозяев, решивших, что процесс своей недешевой «декарбонизации» и перехода на «чистые» источники энергии они оплатят из чужого кармана.

Вспомните, как с помпой Евросоюз в 2019 году заявил о введении налога на «углеродный след». По мысли европейских мечтателей, получавших тогда относительно недорогие углеводороды из России (благодаря отлаженным транспортно‑логистическим сетям и долговременным контрактам), именно Россия за счет дополнительного налогообложения ее товаров, в производстве которых якобы было много «углеводородного следа», должна была спонсировать зеленый переход. Ну и иные страны третьего мира, продукцию которых милостиво допускали на европейские рынки, тоже могли проспонсировать строительство голландских ветряков, немецких гидростанций или АЭС во Франции! А кто недоволен — санкциями вас, санкциями!

При этом за спиной Европы, воспылавшей неожиданной заботой о судьбах будущих поколений и их праве дышать чистым воздухом, маячил еще один «борец за экологию». США, которые занимают второе место в мире по выбросу парниковых газов, весьма искусно сыграли на жадности европейцев и использовали их «жажду наживы, которая превращает природные ресурсы в личный капитал и обкрадывает будущие поколения» (цитата Александра Лукашенко).
Вначале вашингтонские стратеги рассорили европейских покупателей российского газа и нефти с Москвой, потом провели блестящую операцию (надо это признать) по физическому уничтожению транспортных путей (да‑да, это про «Северные потоки»), еще и вынудили ввести некий ограничительный потолок на русскую нефть, из‑за чего она потекла в те страны, которые готовы были платить рыночную стоимость.
При этом Европу наводнил гораздо более дорогой сжиженный газ из Северной Америки, да и американская нефть продается в ЕС безо всяких потолков, по той цене, что устанавливается на бирже.

Не совсем, правда, понятно, почему американские демократические нефть и газ не оставляют такого же «углеродного следа», как авторитарные российские, и почему не облагаются в связи с этим дополнительным налогом. Но осознать эту простую вещь США Европе не дали. Когда энергетическая удавка на шее ЕС была основательно затянута и другого пути уже не оставалось, как сидеть на игле американского СПГ, добрый Дядя Сэм нанес очередной подлый удар, положивший на лопатки почти всю европейскую промышленность! И вновь, заметьте, под лозунгом борьбы за экологию и против климатических изменений!

Это я про «Закон о снижении инфляции», подписанный президентом США Джо Байденом в 2022 году. Прикрываясь якобы желанием снизить к 2050 году выбросы парниковых газов до нуля (!), Белый дом установил крайне привлекательные условия по стоимости электроэнергии для американских потребителей, снизил налоги для производителей инновационной продукции, запланировав на реализацию этого амбициозного проекта около 400 млрд долларов! Ну и попутно европейским компаниям было предложено стать налоговыми резидентами США, то есть перенести свои производства за Атлантический океан, чтобы воспользоваться этими выгодами. Элегантно, не правда ли?

Говорим «климатическая повестка» — подразумеваем «неоколониализм»

А попутно Вашингтон продолжает гибридное противостояние с главным конкурентом — Китаем. Продолжается война налоговых пошлин, физическое ограничение объемов китайского импорта, противодействие расширению инициативы «Один пояс — один путь», политические игры вокруг Тайваня, грозящие уже не торгово‑экономической, а самой настоящей войной!

Для этого и новый военный союз уже подготовлен — AUKUS (союз с Австралией и Великобританией). Другие конфликты, развязанные Вашингтоном, тоже никуда не делись: пылает Украина, кровоточит Палестина да и весь Ближний Восток неспокоен. В настоящий момент в мире насчитывается 55 действующих конфликтов — самое высокое число со времен окончания Второй мировой войны!

В такой обстановке климатическая повестка, конечно же, уходит на второй план. И многие «сильные мира сего» на практике ограничиваются «высказыванием озабоченности», не переходя от слов к делу. Даже больше, используют вопросы зеленого перехода для дальнейшего закабаления стран Глобального Юга. Очевидно же, что настаивание в данный момент на необходимости использовать только «чистые» источники энергии, а также рассказы о снижении потребления энергии на руку тем, кто владеет соответствующими технологиями. Для населения Африки (а это около 1,7 млрд человек) сейчас актуальнее выглядит увеличение энергопотребления и проведение широкой индустриализации. Для этого нужна дешевая углеводородная энергия.
Иначе — полная зависимость от американских и европейских производителей атомных станций, от западных агрегатов по преобразованию энергии ветра и воды, от комплектующих и специалистов. Все, как в недавние времена колониализма.
Да и стоимость продукции станет неподъемной! А с инвестициями и помощью Запад не спешит, предпочитая по‑прежнему качать ресурсы «в обмен на бусы».

Так что почти пророчески прозвучали слова Президента Беларуси Александра Лукашенко о болезненном состоянии мира, о том, что для начала надо остановить войны, перенаправить средства на помощь развивающимся странам, отойти от политики санкций и утаивания технологий, сделав мир действительно глобальным. Поправится человечество — возродится и планета!

Алексей БЕЛЯЕВ, политолог.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter