Важен не цвет глаз, а их выражение

Всякий раз, посещая в очередной командировке детский дом, размышляешь о том, какая жестокая воля разлучила ребятишек с их родителями? Хотя вопрос можно ставить и по-другому: "Почему родители бросили своих детей?" В послевоенные годы причины сиротства были вполне понятны: родители убиты, погибли, умерли.
Всякий раз, посещая в очередной командировке детский дом, размышляешь о том, какая жестокая воля разлучила ребятишек с их родителями? Хотя вопрос можно ставить и по-другому: "Почему родители бросили своих детей?" В послевоенные годы причины сиротства были вполне понятны: родители убиты, погибли, умерли... Из родственников не осталось никого, кто готов был бы забрать детей к себе. Сегодня "ясность" совсем другого порядка. Не случайно мальчишкам и девчонкам, чьих самых близких людей лишили родительских прав, и характеристику новую дали: социальные сироты... Но вот в Воложинской общеобразовательной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - обычном вроде бы "детдоме", - мне рассказали несколько необычных для учреждений подобного рода историй.

Ребенок "с того света"

...В Воложин Надя прибыла из Дома ребенка, когда приблизился школьный возраст. Ничего необычного воспитатели, психолог в документах девочки не обнаружили. Значилось, что ее оставила юная мама в роддоме. И когда уже в 11-летнем возрасте Надя попала с группой детей на заграничное оздоровление, девочка приглянулась семье иностранцев. В скором времени они начали оформление документов по удочерению и выезду за границу. Установили адрес настоящей матери и выслали на ее имя запрос: не возражает ли, чтобы давно, наверное, забытый ею ребенок навсегда покинул Беларусь? Каково же было удивление работников школы-интерната, когда через несколько дней в Воложин приехали и мама, все еще молодая женщина, и ее муж... Оказалось, что у них в семье растет девочка Надя - тоже родная дочь, не намного младше ребенка из интерната. И первой, и второй девчушкам внезапная визитерша - родная мать. Старшую Надю она родила, будучи совсем юной. Счастливое замужество впереди не светило. Роды проходили довольно тяжело. Молодая мама не сразу пришла в себя. А тем временем ее мать постаралась устроить все так, чтобы неопытная роженица поверила в смерть девочки. "Похоронили" (а на самом деле изворотливая бабушка, по-своему понимающая, что такое материнское счастье, сдала малышку в Дом ребенка) девочку под именем Надя. И вот через столько лет... Пребывая в полушоковом состоянии, мама, оформив все необходимые документы, забрала Надю из школы-интерната. Особенно настаивал на этом ее муж. Конечно, непростыми будут многие дни и месяцы в новой семье - и для Нади, и для ее настоящей мамы, и для всех, кто с ними рядом. Но так хочется, чтобы, приметив их особо, дал Бог им еще и немало счастливых мгновений.

Возвращение "блудной"... мамы

Во второй истории, когда забирать девочку приехала мама, ранее лишенная родительских прав, никакого незнания и никакой тайны не было. Ребенок рос в основном с бабушкой, пока та могла смотреть за внучкой. Мама же, любившая красивую жизнь, все где-то порхала. Возражений, когда лишали родительских прав, не последовало. А в скором времени и замуж вновь выскочила. Родила второго ребенка. И вдруг молодого мужа парализовало. Мама в несчастье вспомнила о дочке. Каждую неделю с гостинцами приезжала в Воложин. Не единожды беседовала с воспитателями, директором школы-интерната... Комиссия райисполкома восстановила образумившуюся мать в ее родительских правах. Девочка (будем надеяться, к счастью) вернулась в свою семью...

Но историй подобного рода директор школы-интерната Нина Владимировна Жданюк, учителя и воспитатели вспомнят, наверное, не так уж и много. А сегодня в Воложинском "детском доме" 9 круглых сирот, 148 социальных сирот и 41 ребенок из неблагополучных семей (этих мальчиков и девочек, у которых нет отцов, а есть только матери, посчитали за лучшее определить в школу-интернат). Недавно директор и воспитатели терзались сомнениями: проводить ли день матери? Сначала план составили, а затем задумались: о ком и о чем говорить? Как предлагать детям участвовать в конкурсе рисунков "Моя мама - самая лучшая"? И все-таки провели - и утренник, и конкурс рисунков. Дети рисовали своих настоящих (как говорят в таких учреждениях, "биологических") мам. Все ли настоящие мамы знают об этом?

Чем может - МИД поможет

Случается, что в интернат приходят двое детей из одной семьи. Казалось бы, им должно быть полегче. Но только не Сергею и Елене (мальчишка в 16 лет учится в 4-м классе, 18-летняя девушка осилила только 6 классов). Несколько лет назад они прибыли в Воложин из Борисова. Какое-то время - три-четыре месяца - все у них складывалось благополучно. Преподаватели считают, что, несмотря на все трудности, работают они нормально. Нет замечаний и у воспитателей. Нина Владимировна добилась разрешения, чтобы дети продолжили учебу. "Куда ей идти с шестью классами образования?" - переживает директор. Однажды брат и сестра убежали в Борисов. Но, конечно же, не домой. Мальчишка оказался на городской свалке. А Лена - еще с одной девочкой - в доме, где проживали двое взрослых мужчин, отец и сын. Полгода (!) "искала" детей борисовская милиция по просьбе Воложинской школы-интерната. Но так... и не нашла. Воложинцы (в том числе работники местной инспекции по делам несовершеннолетних) сами отправились в розыск. Как он проходил - тема для отдельного детективного рассказа. На свалку, предварительно проведя разведку, приехали на машине, которая доставляла мусор: боялись преждевременно спугнуть мальчишку - тогда уж точно не нашли бы. А Елену забрали из "обители" измордованную, с синяками, покусанную. Девушка рассказала, что все это время ее держали взаперти.

...Если бы не все эти и похожие истории, Воложинская школа-интернат - такая же обычная школа, как и многие учебные заведения страны. Даже посоперничать подчиненные Нине Владимировне Жданюк детский и взрослый коллективы могут со многими обычными школами. Сегодня, когда бюджет не всегда вовремя выдает запланированные ассигнования, в школе-интернате хозяйствуют и управляют умело. Впрочем, есть у школы-интерната и надежные, добросовестные покровители - шефы из Министерства иностранных дел. Недавно микроавтобус подарили, кое-какую мебель. Обещали и дальше помогать...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter