Почему электромобили остаются редким видом транспорта

Ватт такие дела

В мире колесит более 6 миллионов электромобилей, а по нашим дорогам — скромные 362. Именно столько насчитали сотрудники УГАИ МВД зарегистрированных в Беларуси автомобилей с электрическими двигателями. Увеличить эту цифру нацелен Указ № 273 «О стимулировании использования электромобилей». По нему владельцы электрокаров не платят пошлины за выдачу разрешения на допуск электромобилей к участию в дорожном движении, а также документ положил начало программе создания государственной зарядной сети. Поэтому все больше наших граждан задумывается, не пересесть ли им на электрокар. Корреспондент «Р» пообщался с первыми в стране владельцами электромобилей, узнал цены, стоимость зарядки и ремонта пока редкого для наших мест транспортного средства.

Самые популярные модели электрокаров у нас — «Фиат 500e», «Шевроле-Вольт», «Ниссан-Лиф» и «Тесла».

Держи кошелек шире

Электромобилей пока немного, поэтому наша страна в лидерах по количеству зарядных станций на один автомобиль. РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» в прошлом году в Минске, областных центрах и на основных автомагистралях страны установило 168 зарядных станций. И теперь их 251, причем 130 из них — быстрые. Стоимость зарядки — 0 рублей.

Самые популярные модели электрокаров у нас — «Фиат 500e», «Шевроле-Вольт», «Ниссан-Лиф» и «Тесла». Однако новых, купленных у официальных дилеров, единицы. Да и дилеров, что продают электрокары, всего два — БМВ и «Ягуар». Нужно еще и денег подкопить. Производители, особенно в бюджетных сегментах, не могут предложить доступные электромобили. Цены — 30—40 тысяч долларов. А «Тесла» даже на вторичном рынке — от 60 тысяч долларов.

Электромобиль должен быть доступен не только для покупки, но и по стоимости владения. Вот с этим как раз проблем нет.

Пусть машина служит долго

Одна из немногих в стране СТО для электромобилей в Минске. Контрастная картина: на подъемнике простой работяга «Пассат», а рядом — породистая «Тесла»: чинят батарею авто. Был удар, и со временем в два модуля батареи попала влага. Эту «Теслу» заведомо купили с дефектом на американском аукционе, чтобы платить меньшую таможенную пошлину. 20 процентов НДС и 15 процентов госпошлины прибавляют треть стоимости и без того недешевому электрокару. Модули заменили. Даже такой сложный ремонт этим мастерам по плечу, хотя опыт пришел не сразу: СТО специально купила четыре «Теслы», которые автомеханики разобрали до винтика.

Весит батарея 800 килограммов — это самая дорогая деталь в машине. Находится в прочном дюралевом коробе толщиной 8 миллиметров. Повредить его сложно. Из-за батареи у машины хорошая жесткость кузова, низкий центр тяжести. А это залог того, что со светофора вы стартуете раньше всех. «Тесла P100D» — самая быстрая серийно выпускаемая машина в мире, разгон до сотни километров в час за 2,6 секунды — фактически до скорости «Формулы-1»!

Только вот владелец СТО грозится прекратить у себя обслуживание электромобилей:

— Нет работы с ними — не ломаются. Двигателя внутреннего сгорания нет, как и коробки передач, сцепления тоже нет. Да и электрический двигатель устроен просто: статор, ротор и подшипники. Лишь редкое техобслуживание. Раз в четыре года поменять антифриз и тормозную жидкость. Да и тормозные суппорты еще разрабатывать раз в полгода, притираются, большую часть времени они без работы. «Тесла» тормозит мотором, и только при скорости меньше 5 километров в час и при экстренном торможении подключаются тормоза.

Батарея — самая дорогая деталь в электромобиле.

Мой собеседник ездил на своей «Тесле» даже за полярный круг, для подстраховки рядом была машина с дизельным генератором.

— Мой первый электромобиль — «Опель-Ампера». Ездил — наслаждался. На «Теслу» пересел — и вовсе без памяти влюбился в электрокары. Но когда посчитал потери времени на зарядку, розовые очки треснули, энтузиазм улетучился. 30 суток потратил на зарядку за год, притом что это экспресс. Даже для поездки по Минской области нужно тщательно высчитывать маршрут: пусть и запас хода 400 километров, не всегда его хватает. Отклонение от маршрута на заправки со станциями зарядки — лишние сто километров. Плюс два часа на саму зарядку. В итоге три часа моей жизни принесены в жертву. Когда разряжался в дороге, меня тянула фура, а я включал режим рекуперации, чтобы накопить хоть немного энергии. Электрокар при торможении не превращает энергию в тепло, а возвращает ее обратно  батарее. Машины могут заряжаться и от обычной розетки. В каждом электрокаре есть свой чарджер. Он преобразует переменный ток в постоянный.

Однако держите и ложку меда. Стоимость заправки даже от домашней розетки — всего  2 рубля за 100 километров хода. Электромобиль отдельно от сети зарядных станций не стоит и рассматривать — он красной ниткой к ней привязан. Владелец СТО по ремонту электрокаров восхищен примером Норвегии:

— Там розетки на каждом шагу. Припарковался — подключился к сети. Пока такого не будет и у нас, электрокар останется гаджетом, дорогой игрушкой.

Утренняя зарядка

— Да, электромобиль можно было бы назвать гаджетом, но три года назад. Теперь же это полноценное авто, — считает Федор Согомонян, заместитель директора по производству частного предприятия, которое занимается зарядными станциями. 90 процентов установленных в стране зарядных станций, в том числе и на сети АЗС «Белоруснефть», производства этого предприятия. 



Сам Федор Согомонян последние шесть лет ездит только на электрических автомобилях. Сапожник в сапогах. Сейчас ездит на «Шевроле-Спарке» небесно-голубого цвета. Пока идет зарядка электрокара, слушаю короткую историю владения им:

— Летом запас хода 180 километров по городу, за городом меньше на 10 процентов — нет рекуперации. Холодной зимой запас хода падает в два раза. На последней шкале заряда автоматически выключается печка, машина предлагает выключить радио.

Запас хода, пожалуй, не самая насущная сейчас проблема для электрокаров, куда важнее время зарядки. Мы беседуем возле станции экспресс-зарядки на парковке напротив железнодорожного вокзала — у ворот Минска: от нее могут заряжаться электрокары с разъемами как европейского стандарта, так и японского. Заряжается компактный «Шевроле» быстро. На мощности 48 кВт за три минуты — 10 процентов заряда. Большинство электромобилей доводят экспресс-зарядку только до 80 процентов. Почему так происходит? Станция понижает мощность зарядки, чтобы батарея не перегревалась. «Шевроле-Спарку» требуется на это 17 минут. На заправку топливом столько же времени практически и потратишь, когда очередь к колонке пару автомобилей. Остальные 20 процентов зарядки — еще за столько же. В итоге полная зарядка за 35 минут.

В городе используются обычно Mode 3 и 4, обеспечивающие зарядку до 80 процентов емкости аккумуляторной батареи за 6—8 часов и за 0,5—4 часа соответственно. Зарядить электромобиль можно возле торговых центров, спортивных и туристических объектов, вокзалов и в Национальном аэропорту Минск.


До упора же обычно заряжают электромобили на станциях переменного тока: к примеру, ночью — дома или же у кинотеатров, торговых центров, куда приехали надолго.

Стоит ли сейчас покупать электрокар — вопрос живой, можно спорить. На одной чаше — относительно высокая стоимость машины и в то же время небольшой запас хода, а на другой — нет трат на обслуживание, условно бесплатное топливо, скорость разгона — со светофора уходите первым.  Последнее слово в этом споре за калькулятором. Число электрокаров в стране, несомненно, будет расти, если, к примеру, льготный кредит простимулирует их покупку, появятся бесплатные парковки, а инфраструктура сети зарядных станций будет неустанно развиваться.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter