Югра разложит «дорожные карты»

Василий Тарасюк: Югра разложит «дорожные карты»

Мало подписать соглашения о межрегиональном сотрудничестве, нужно научиться их реализовывать в намечаемые сроки
Мало подписать соглашения о межрегиональном сотрудничестве, нужно научиться их реализовывать в намечаемые сроки, считает российский депутат, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту Василий Тарасюк.


Лангепас – город, возведенный белорусскими строителями.

– Василий Михайлович, Ханты-Мансийский Автономный округ и Беларусь сотрудничают с 1992 года. Не секрет, что некоторые межрегиональные договоры «болеют» хворью декларативности. Много слов и мало конкретных дел. Насколько мне известно, у вас накоплен большой опыт практического взаимодействия и есть реальные результаты. В каких отраслях партнерские связи наиболее крепкие? Насколько они взаимовыгодны?

– В первую очередь я выделил бы финансовую и банковскую сферы, что дает возможность активно развивать торговые взаимоотношения в области деревообработки, энергосбережения, машиностроения, химической промышленности, лесозаготовки и лесопереработки, осуществлять поставки техники, в том числе лесозаготовительной, строить дороги, решать вопросы здравоохранения. Наших белорусских партнеров прежде всего интересуют сферы энергетики и ЖКХ. Сейчас готовятся «дорожные карты» реализации совместных проектов.

Если говорить о финансах, то Югра – единственный регион России, у которого есть соглашение в банковской сфере с Беларусью. Можно сколько угодно говорить о грандиозных планах сотрудничества, но если они не подкреплены финансово, то толку от таких начинаний будет мало. Поэтому во главу угла мы поставили финансовую поддержку инвестиционных и внешнеэкономических проектов.

Так, запланировано кредитование белорусских банков на сумму около семидесяти миллионов долларов. Центр поддержки экспорта Югры заключил соглашение о сотрудничестве с Национальным центром маркетинга и конъюнктуры цен Беларуси. На основании этого документа наши предприятия обмениваются коммерческими предложениями.

– Еще одна немаловажная сфера сотрудничества, которую, как правило, большинство регионов выдвигают в качестве первостепенной – это лекарственный рынок. 

– Несомненно. На Севере проблема лекарственного обеспечения всегда стояла особенно остро. В связи с санкциями она лишь набрала еще больше «веса». В период обмена ими надеяться на бесперебойные поставки импортных лекарств из дальнего зарубежья было бы опрометчиво. Западные лекарства к тому же стали очень дорогими на фоне колебаний рубля. И тут на выручку нам приходят белорусские партнеры.

Мы расширяем и будем расширять деловые контакты впредь в этом направлении. Цель ясна – не оставить югорчан без необходимых препаратов из Беларуси, качество которых, по оценкам специалистов, не вызывает сомнений. Но это не снимает остроту проблемы собственного производства. Безусловно, производство отечественных лекарств – одно из приоритетных направлений импортозамещения, но это длительный этап. И тут нам может пригодиться помощь белорусских фармацевтов, производителей медикаментов – вплоть до создания совместных химико-фармацевтических предприятий и т. п.

– Белорусскую делегацию, побывавшую недавно в вашем крае, интересовал опыт решения проблем ЖКХ в округе. На что они обратили особое внимание?

– Например, на водоснабжение. В Ханты-Мансийске вода «живая». Если изначально в ее составе вредные примеси превышают допустимую дозу в десятки раз, то до потребителя она доходит в идеальном для человека виде – благодаря современным технологиям очистки воды без применения химических реагентов. У нас используют ультрафиолет, озон, активированный уголь.

В сфере энергосбережения наших друзей заинтересовал опыт применения в Ханты-Мансийске автоматизированных индивидуальных котельных, которые позволяют сократить потери при передаче тепла и не обременять земельные участки. И таких примеров можно приводить достаточно много.

Что дальше? В планах взаимодействия нашего региона с Беларусью – более 20 мероприятий, включая партнерство по линии МЧС. Мы разрабатываем пакет новых соглашений в различных областях. Суровый югорский климат белорусам, судя по интересу к нашему региону, не помеха. Этим их не напугаешь. Идет подготовка проекта соглашения между нашим округом и Могилевской областью о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Белорусские коллеги готовят встречные предложения, так что связи между нами будут только углубляться.

«Беличье угодье» под названием лангепас

– В Югре собираются строить дороги «по-белорусски». Задача эта непростая, учитывая суровый климат и сложные природные условия. Если говорить о сотрудничестве с белорусами, то что имеется в виду – технологии или специалисты? Чем вас привлек опыт соседей по Союзному государству?

– Беларусь, напомню, имеет огромный опыт строительства дорог в заболоченной местности. В стране с 2011 года реализуется Программа строительства лесохозяйственных дорог по новым технологиям – с использованием геосинтетических материалов. Такие материалы – а это различные виды текстиля, геосетки и георешетки – дают гарантию долговечного дорожного полотна, особенно на переувлажненных грунтах. Они, помимо прочего, обеспечивают более длительный срок эксплуатации дороги и проезд большегрузных машин.

Для округа это чрезвычайно актуальный вопрос. Понятно, по каким причинам: суровый климат, паводки, болота. Этим летом, например, была смыта часть федеральной дороги, соединяющей Тюмень и Ханты-Мансийск. Образовались многокилометровые пробки. Новые белорусские технологии стабилизации грунтов помогут в дальнейшем избежать подобных неприятностей.

– А специалисты?

– Что касается высокой квалификации и работоспособности партнеров, то нет нужды долго распространяться на этот счет. Могу лишь сказать, что белорусы, к примеру, построили в ХМАО целый город – Лангепас. В переводе с хантыйского языка – «Беличье угодье». В этом году он отметил 30-летний юбилей. Это самобытный и комфортный для проживания населенный пункт, насчитывающий 41,6 тысячи жителей.

От других малых северных городов он отличается тем, что строился как город европейского типа – с широкими улицами и площадями. По ним наверняка ездят и белорусские автобусы: с 2012 по 2014 год округ приобрел более 30 пассажирских низкопольных автобусов Минского автомобильного завода для маломобильных групп населения на сумму свыше 160 миллионов рублей.

Наталья ДОЛГУШИНА

n.dolgushina@souzveche.ru

Мнения законодателей

Борис Хохряков, председатель окружной думы Ханты-Мансийского автономного округа:

– Между Югрой и Республикой Беларусь точек соприкосновения очень много. Так, мы договорились о взаимодействии в сфере лесозаготовок. Развиваются отношения и на межмуниципальном уровне – готовится соглашение между Югорском и одним из городов Беларуси. Выдвинутую на Втором форуме регионов в Сочи идею о приведении законодательства субъектов Федерации и российского законодательства в соответствие, чтобы это не являлось препятствием для экономического взаимодействия как стран, так и регионов, надо поддержать не на словах, а на деле. Причем нельзя откладывать эту работу по законодательной синхронизации в долгий ящик. Решение должно быть принято оперативно.

Степан Киричук, член комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики:

– Тюменские проекты свидетельствуют об их практической направленности. Много говорят о разном законодательстве – более либеральном, рыночном в России, и о государственной политике в Беларуси. Белорусские партнеры призывают нас повернуться к государственности, и в этом вопросе, на мой взгляд, основное противоречие. Как его разрешить? Нужно проводить единую промышленную политику. Для этого в ближайшее время следовало бы провести ревизию законодательных положений двух стран и привести их к общему знаменателю.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter