«Вашей стране на Западе многие симпатизируют…»

Матэуш Пискорский — о санкциях ЕС и антибелорусской риторике

Как известно, большое видится на расстоянии. А потому, сколько бы мы ни рассуждали о взаимодействии Беларуси и ЕС, все равно не сможем охватить все возможные нюансы его дальнейшего развития

Вот почему в этом вопросе так важно услышать независимое мнение и с другой стороны. Поговорить на эту тему «Р» решила с руководителем Европейского центра геополитического анализа кандидатом политических наук (Варшава) Матэушем Пискорским (на снимке). Подозревать этого человека в некомпетентности и ангажированности не приходится. Его центр проводит большую работу в области политических исследований, а ее результаты пользуются заслуженным доверием не только в Евросоюзе. Кроме того, сам господин Пискорский присутствовал на недавних выборах президента Беларуси в качестве наблюдателя и открыто высказывался об увиденном на избирательных участках 19 декабря. К сожалению, его точка зрения не совпала с официальной позицией Евросоюза по ходу избирательной кампании в нашей стране. Чистое ли это совпадение или в этом есть какая-то взаимосвязь… Но вскоре после этого Матэуша Пискорского временно отстранили от занимаемой должности. Впрочем, разбираться в правомерности подобной меры будет суд. Слушание по делу пройдет через несколько месяцев и обещает быть насыщенным сюрпризами. Наша газета обязательно будет держать своих читателей в курсе событий. А пока мы разговариваем о том, чего нам ожидать в отношениях Беларусь – ЕС и в двусторонних белорусско-польских отношениях.

— Господин Пискорский, санкции в отношении Беларуси со стороны Евросоюза приняты, резкие слова сказаны. Что дальше?

— Сотрудничество сторон имеет множество аспектов. Если говорить об экономическом взаимодействии, оно будет развиваться в сторону углубления и расширения. Я в этом уверен. И это не голый оптимизм. Насущная потребность в экономической кооперации есть у обеих сторон.

Один красноречивый пример: количество инвесторов, пришедших в вашу страну из Евросоюза (Австрии, Германии, Польши и так далее), не уменьшилось даже в условиях мирового экономического кризиса. Хотя, сами понимаете, для свертывания инвестиционной деятельности были объективные причины. Это свидетельствует о большом экономическом интересе ЕС к Беларуси. Поэтому неудивительно, что лидеры многих стран старой Европы сегодня против введения каких-либо экономических санкций в отношении вашей республики. Более того, европейские эксперты и политологи считают, что их введение просто невозможно. Потому что, если посчитать количество рабочих мест, которые существуют в странах ЕС благодаря сотрудничеству с Беларусью, любые антибелорусские доводы потеряют всякую значимость.

— Существует инициатива «Восточное партнерство», выношенная и рожденная совместно Польшей и Швецией. Два года назад, когда в нее были приняты шесть стран постсоветского пространства, включая Беларусь, все надеялись, что это прорыв. Сегодня приуныли даже оптимисты. А инициативу называют «мертворожденным ребенком»…

— Я понимаю, откуда и почему возникли такие суждения. Они в определенном смысле имеют под собой почву. Сегодня в Евросоюзе немало проблем, в том числе экономического характера. А для эффективного выполнения любой программы нужны средства. Этих средств из бюджета ЕС на реализацию программ «Восточного партнерства» практически не выделяется. То, что выделено, – символические деньги. В то же время внутри правящих кругов Евросоюза идет своего рода борьба. Швеция и восточные страны—члены ЕС выступают за придание большей значимости «Восточному партнерству», а средиземноморские государства Европы выступают за то, чтобы усилить внимание югу, странам Африки… Пока не ясно, какое из направлений возьмет верх и станет во главу угла политики ЕС. Тем более в развитии «Восточного партнерства» имеется и еще одна сложность: мы не знаем, как объяснить эту инициативу России. Вы же знаете, что Россия не в восторге (если не сказать больше) от участия Беларуси в этом проекте. В то же время для ЕС сотрудничество с Россией очень важно. Честно говоря, для многих стран внутри Евросоюза отношения с РФ являются гораздо более важными, чем со странами, включенными в данную инициативу.

Но Европа не собирается от нее отказываться. И при этом понимает, что развитие инициативы невозможно без Беларуси. Ведь в этом случае проект станет бессмысленным. Если посмотреть на те страны, которые включены в партнерство, Беларусь – вторая по значимости после Украины по масштабу экономического сотрудничества, объему рынка, налаженности контактов, транзитному значению (в совокупности). Поэтому я считаю, что уже довольно скоро та политическая напряженность, которая возникла после событий 19 декабря 2010 года, пойдет на спад. Большинство лидеров стран ЕС придут к выводу, что эта напряженность всем сторонам только во вред, а потому надо вести конструктивный диалог.

— Но ведь многие лидеры европейских стран говорят, что для них принципиально важным является освобождение тех, кто был заключен под стражу после беспорядков в Минске. И именно это выдвигается в качестве условия потеплений двусторонних отношений…

— Такие категоричные требования противоречат логике здравого смысла. Если ты хочешь чего-то добиться от партнера, нужно вести с ним переговоры, договариваться, а не отгораживаться стеной санкций. С другой стороны, предпринятые ограничения со стороны ЕС имеют символическое значение. И, наверное, потому белорусские власти не изменяют своей позиции по этому вопросу. Тем более все равно через какое-то время санкции будут отменены.

— Тем не менее антибелорусская риторика, несмотря на обилие реальных очагов напряженности по всему периметру ЕС, звучит сегодня довольно громко. Может ли она повлиять на настроения европейских бизнесменов, желающих прийти на белорусский рынок?

— Думаю, никого это сильно не испугает. Люди бизнеса меньше всего обращают внимание на политические заявления, зато они смотрят на экономические условия в той стране, куда собираются прийти. Капитал не интересует идеология, это совершенно точно. Бизнесмены учитывают мнения банков, международных финансовых организаций… Поэтому, я полагаю, в случае с Беларусью дело будет двигаться от обратного: позитивное отношение к вашей стране западных инвесторов привнесет позитив в имидж республики и заставит считаться с этим политиков.

— Как вы заметили, экономическая ситуация в ЕС сегодня непростая, средств для реализации многих полезных проектов банально нет. Тем удивительнее прозвучала цифра в 87 миллионов евро (!), которые ЕС собирается выделить в качестве поддержки для белорусской оппозиции. Как вы полагаете, это голословные миллионы или средства все-таки будут найдены?

— Во-первых, это инициатива вне структур ЕС. Сумма действительно немалая. И, скорее всего, она будет выделена. Но по законодательству многих стран, в том числе и белорусскому, финансирование оппозиционной деятельности из иностранных источников запрещено. Поэтому интересно, каким образом эти средства будут поступать в вашу страну? Как их будут передавать? Согласитесь, это проблематично. Все это априори выглядит не слишком чистоплотно. Смотрите, финансы (причем немалые) в поддержку белорусской оппозиции из различных источников выделялись не раз. При этом данная поддержка ни разу не принесла желанного результата для тех, кто платит.

Иностранные спонсоры пускают на ветер деньги налогоплательщиков своих стран, в то время как в Беларуси есть немало неправительственных институтов, которым, действительно, надо помогать всем миром. Благотворительным организациям, фондам по поддержке талантов, тем, кто пострадал от Чернобыльской катастрофы и так далее, эти средства очень нужны. Тут можно было бы договариваться с властью о законных путях передачи денежных средств.

— Звучат мнения, что нынешнее давление на Беларусь со стороны Евросоюза – это результат обострившейся борьбы между Западом и Россией за регион. Что вы можете сказать по этому поводу?

— С геополитической точки зрения я почти не сомневаюсь в том, что между Брюсселем и Москвой существуют неофициальные договоренности за «трофей» — Беларусь. Многие события и факты подтверждают наличие таких договоренностей. Заметьте, Запад давит на вас в политическом плане, а Россия в экономическом. Иногда это давление совпадает во времени, иногда нет.

— При этом, надо полагать, у каждой из сторон свой интерес?

— Зона и широта интересов определится потом, когда, если так случится, Беларусь потеряет свой суверенитет. Но, я очень надеюсь, что этого не случится и Беларусь останется независимой. Это важно, как для вас самих, так и для дальнейшего обустройства европейского пространства.

— Хотелось бы поговорить также о двусторонних отношениях Беларуси и Польши. К большому сожалению, они сейчас переживают не лучший период. Впрочем, подобные обострения возникают довольно регулярно. Возможно, наши контакты выйдут на новый уровень, перестанут быть столь политизированными, когда из политики уйдет поколение «Солидарности»?

— Проблема восточной политики Евросоюза состоит не в отношениях с Беларусью, а в отношениях с Россией. К слову, если проанализировать последние заявления многих политиков Польши, представителей «Права и справедливости» и лично Ярослава Качиньского в отношении РФ, вы бы заметили, что на этом фоне они фактически высказали поддержку руководству Беларуси. Отношение к вашей стране – это как рикошет отношения к России. А потому, если Беларусь в глазах польской политической элиты будет выглядеть независимой от России, то вы смело можете рассчитывать на поддержку, даже несмотря на всю нынешнюю риторику о недемократичности и нелигитимности белорусской власти.

Но я считаю что мы, как соседи, при любом раскладе обязаны обсуждать проблемные вопросы, находить решения, которые устроили бы обе стороны, и не вставать на путь конфронтации.

В Польше нет такой силы, которая по каким-то причинам имеет исключительно антибелорусскую позицию.

— Мы со своей стороны не устаем повторять, что готовы конструктивно сотрудничать со всеми. Мы открыты для обществ западных и восточных стран. И, как говорится, не имеем камня за пазухой. Как же добиться того, чтобы этот посыл наконец был услышан?

— В современном мире для того чтобы эффективно доносить свою позицию, надо активно работать со СМИ, в том числе с электронными, на всю катушку пользоваться услугами международных пиар-агентств. В этом нет ничего зазорного. К примеру, в странах Западной Европы многие влиятельные круги, несмотря на риторику, очень хотят сотрудничать с Беларусью. Им нравится экономическая и социальная система, которую вы построили. Вашей стране откровенно симпатизируют. Думаю, они не прочь были бы способствовать распространению позитивной информации о Беларуси, улучшению ее имиджа. И этим надо пользоваться. Иначе, даже если ты тысячу раз прав, все равно будешь выглядеть виноватым, если противник имеет более мощные информационные и пиар-ресурсы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter