Продолжаем обсуждать проект закона «О борьбе с коррупцией»

Ваше мнение?

Мы продолжаем обсуждать проект закона «О борьбе с коррупцией»

Виктор Маргелов, председатель ОО «Белорусский союз предпринимателей»:

— Коррупцию нужно держать в ежовых рукавицах, нельзя ей давать возможность поднимать голову, допуская такие моменты, чтобы в руках у некоторых чиновников вдруг оказалась возможность в приватном порядке принимать какие-то экономические решения и снимать за счет этого все сливки. С другой стороны, в этом вопросе очень важно не перегнуть палку. Полностью парализовав волю чиновников при принятии ими самостоятельных решений, мы можем замедлить развитие экономики.

В вопросах противодействия коррупции в стране стоило бы не только ужесточать ответственность мздоимцев, но и просто не предоставлять им возможности брать взятки: «Посмотрите, как происходит у нас: незаконно полученные доходы выявляются, да и то нечасто, уже на стадии, когда их использовали. Смотрят, где чиновник живет, на какой машине ездит, на каких курортах отдыхает. На Западе стараются отслеживать коррупционеров не на стадии приобретения и распределения ими материальных благ, а не допустить самой возможности получения взятки. Чтобы в стране не было коррупции, нужны максимально прозрачные и понятные законы, которые бы формировали деловую среду. Нельзя допускать того, чтобы чиновник был поставлен на позицию, где он будет делить какой-то редкий ресурс. От соблазна он точно не удержится.

Сергей ТУРОВЕЦ, первый заместитель прокурора Брестской области:

— Проект закона «О борьбе с коррупцией» содержит множество ограничений и изъятий: лишение пенсии, запрет иметь счета за границей, занимать руководящие должности и другие. Но, на мой взгляд, акцент стоит сделать на преференциях, которые человек получает при устройстве на работу в госорганы. Новый закон следовало бы разрабатывать параллельно с законом «О государственной службе». И в нем необходимо прямо говорить: взятка лишает тебя серьезной зарплаты, хорошей пенсии и других преимуществ. То есть нужно сделать так, чтобы соблазна получить «вознаграждение» со стороны за благоприятный исход дела не возникало вообще. Согласитесь, если человек знает, что он может просто купить за зарплату все необходимое, о взятке он даже не задумается.

Кроме того, было бы логично пересмотреть функции госслужащих и свести их обязанности к простому одобрению при выполнении всех условий. Не давать право запретить, а ограничить выдачей разрешений. Например, гражданин собрал необходимые документы, а чиновник проверил их и утвердил решение. Все, на этом этапе его полномочия закончились.

Что касается создания спецподразделений по борьбе с коррупцией в органах прокуратуры, то это совершенно логично. Но важно помнить, что мы орган надзорный, наша обязанность — не допускать нарушений действующего законодательства. И потому мне роль прокуратуры в борьбе с коррупцией видится в качестве координационной площадки, которая объединяла бы усилия остальных органов — внутренних дел и госбезопасности.

Валерий БАШМЕТОВ, ректор Витебского государственного технологического университета:

— Уверен, этот закон станет шлагбаумом на пути случайных руководителей. Согласитесь, им сегодня все равно, что возглавлять. Лишь бы сидеть в мягком кресле. Иногда удивляешься «универсальности» таких специалистов. Милиционер, уволенный из органов, становится главой сельхозпредприятия. Не справился, завалил дело — идет в председатели сельисполкома. Слишком много подопечных в лице немощных пенсионеров, которым нужна реальная помощь, а не красивые выступления с трибуны? Значит, идет в ЖКХ. И опять, конечно же, не лишь бы кем, а не меньше чем мастером. И  катаются такие руководители из организации в организацию, из кресла в кресло, до самой пенсии.

Проедьте по курортным местам вблизи озер. Несмотря на всевозможные законы и запреты, стоят там на берегах уютные хоромы, построенные явно не за счет официальных зарплат. Находят люди лазейки и финансовые возможности. А вот когда нужно будет за каждую «обновку» отчитаться, когда даже благосостояние родных и близких чиновника или руководителя станет для всех прозрачным, тогда и желание обогащаться за счет других исчезнет. Уверен, что сделать это будет нелегко. Особенно в первое время после принятия закона: ведь предстоит перестроить саму психологию людей.

Олег Величко, глава администрации Советского района Гомеля:

— Очевидно, что с 2006 года, когда начал действовать прежний закон «О коррупции», мир вокруг нас, да и само белорусское общество сильно изменились. Эти изменения, равно как и накопленный опыт реализации ранее принятого документа, на мой взгляд, во многом учтены в проекте нового закона. Кое-где уже появились высказывания о том, что документ якобы наделяет руководителей еще большей властью над подчиненными, отчего появляются дополнительные соблазны злоупотреблять своим положением. В корне с этим не согласен. Напротив, многие положения ужесточают ответственность госслужащих за нравственно-моральную обстановку на вверенном участке и личное соблюдение работниками этических и моральных норм. Выход должностного лица за пределы служебных полномочий в корыстных интересах, отход от моральных норм и сокрытие неблаговидных дел и решений неминуемо аукнется отлучением от кресла, проблемами с дальнейшим трудоустройством и достойной пенсией. Правильный упор в проекте делается на открытость и прозрачность в деятельности органов государственной власти и управления. Если ты госслужащий — будь готов отчитаться не только о личных доходах, но и финансово-материальном благополучии родственников. Здесь все справедливо.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter