Ваше благородие!

Заочная полемика о сущности интеллигентности, духовности и доброты
Заочная полемика о сущности интеллигентности, духовности и доброты

Сижу в раздумье у стола, передо мною лист чистой бумаги, поверх него шариковая ручка. Внезапно — звонок. На пороге — сосед, человек очень приятный, образованный, порядочный. Приглашаю войти. Заметив мои приготовления, спрашивает:

— Я не помешал? Вы, кажется, собираетесь писать?

— Нет, не помешали.

Усаживаю гостя. Он продолжает спрашивать:

— Что–нибудь важное?

— Для меня — да. Хочу написать в газету «Советская Белоруссия».

Сосед недоумевает:

— Что вас побуждает туда писать и, если не секрет, о чем?

— Нет, не секрет. Об интеллигентности.

— Да это же скучно. И несовременно. Где она, эта интеллигентность? Она попросту умирает.

— По–вашему выходит, можно смириться с тем, что интеллигентность угасает? Так вот, именно газеты «Советская Белоруссия», «Аргументы и факты» много делают для того, чтобы интеллигентность возрождалась, утверждалась, жила. «СБ» даже открыла полемику на эту тему. Еженедельно знакомит читателей с кем–нибудь из ярких, известных людей, вносящих весомый вклад в нашу культуру. Каждый отвечает на 50 вопросов, и в их ответах высвечивается личность, гражданская позиция. В числе вопросов обязателен и такой: «Интеллигентность. Что это такое в вашем понимании?» И вот как отвечает, например, главный патологоанатом Минска Аркадий Федорович Пучков: «Белая рубашка и правильное поведение за столом — еще не интеллигентность. Это то, что заставляет людей тянуться к тебе. Если окружающие хотят у тебя учиться тому светлому и хорошему, что в тебе есть, значит, ты интеллигент».

— Хорошо сказано, — замечает сосед.

— Читать вам ответы других?

— Читайте. Интересно.

— Хорошо. Вот ответ кинорежиссера Станислава Гайдука: «Это не только род занятий, но воспитание, нравственные основы, отношение к людям». Известного кардиолога, академика Георгия Ивановича Сидоренко вопрос об интеллигентности тоже волнует: «Мало кто знает, что интеллигент — чисто российское изобретение. Это слово предложил ученый Боборыкин еще в 1894 году. Понятие очень сложное, а сегодня еще больше усложнилось, ведь даже почетное звание академика не всегда равнозначно статусу интеллигента»...

И еще один ответ. Отвечал председатель колхоза, дважды Герой Социалистического Труда Владимир Леонтьевич Бедуля: «Прежде всего высокая внутренняя культура и порядочность, простота и доброта, внутренний запрет на такое, увы, распространенное свойство человеческой натуры, как думать одно, говорить другое, а делать третье. Интеллигентность — готовность помочь конкретному человеку немедленно, когда есть в этом горячая необходимость».

— Знаете, я восхищен, – говорит мой гость. – Хочется поклониться этим людям, поблагодарить их за мастерство, талант, убеждения. И поблагодарить «Советскую Белоруссию», которая знакомит читателей с такими замечательными личностями. Их пример, их высказывания воспитывают... И я твердо решила – надо писать!

Дефицитное понятие

«Человек должен быть интеллигентен, — говорил, обращаясь к молодежи, великий гуманист прошлого столетия, ученый–славист с мировым именем академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. — Интеллигентность не только в знаниях, а в умении уважительно спорить, умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью. Дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой)!» Он говорил молодым, что интеллигентного человека «приветливость и доброта делают... красивым». Вывесить бы это высказывание на видном месте в каждой школе...

Композитор, руководитель Молодежного театра эстрады Василий Раинчик, отмечая, что интеллигентность — это «наверное, общая культура человека, его образование, мораль, состояние души, совесть и, если хотите, сострадание, умение понять чужую боль», сказал: «Иногда мне кажется, это что–то генетическое, передающееся по наследству».

Кинорежиссер, генеральный директор Национальной киностудии, профессор, заслуженный деятель искусств Александр Ефремов с великим пиететом высказался в этом плане о своей матери Марии Пахомовой: «Мама. Удивительное чувство долга перед семьей, детьми, поразительная аккуратность, способность самоотверженно любить, забывая о себе. Красивая, даже сейчас, в 81 год. Моя мама по происхождению крестьянка, но в ней столько душевного аристократизма, интеллигентности. У нее врожденное чувство вкуса, такта, внутренней строгости...»

Действительно, встречаются люди малообразованные, но исключительно тактичные, деликатные, доброжелательные по отношению к другим. Одновременно мы наблюдаем, как метко определил в газете «Аргументы и факты» актер Юрий Соломин, что «сегодня правит бал третье измерение. Это не мужлан в тельняшке, но и не интеллигент. Это КАК БЫ интеллигент. Он как бы много знающий, как бы понимающий, как надо правильно жить другому. Но для себя он при этом делает так, как ему надо». Да, эти КАК БЫ интеллигенты «правят бал» повсюду: в конторах, министерствах, на эстраде, в милиции, даже в поликлиниках. Вот и Василий Раинчик о том же: «В наше время интеллигентность — довольно дефицитное понятие».

Эти КАК БЫ интеллигенты агрессивны. Они беззастенчиво используют не только большую или меньшую власть, которой наделены, но и такое довольно действенное оружие, как демагогия, умение вешать лапшу на уши: давать обещания, сознавая в душе, что не выполнят; обосновать невежественные опыты над образованием, серьезно предлагая убрать из школьной программы литературу. «Мол, если дети захотят, они сами Пушкина прочитают. А не захотят, так и не надо их заставлять», — пересказывает их «доводы» Соломин. И продолжает: «Но извините! Как можно ребенка не заставлять мыть руки или чистить зубы? Это же элементарная гигиена. А культура — это гигиена души».

Важность тренировок

Дмитрий Лихачев убеждал молодежь в том, что «интеллигентность надо в себе развивать, тренировать. А тренировка возможна и необходима в любых условиях... для долголетия необходима тренировка духовных и душевных сил».

Действительно, самотренировки возможны, когда человек уже имеет какое–то представление о сущности интеллигентности. Вот это представление и необходимо формировать начиная с детского сада. Потом — школа. Общаясь с учащимися несколько лет, учителя могут достичь многого. Конечно, если они сами интеллигенты. К сожалению, это не всегда так.

Всем понятно, какие огромные возможности у телевидения. Есть содержательные, интересные передачи о культуре, особенно на телеканале «Лад». Однако того положительного заряда, который дают эти программы, все–таки очень мало. Экраны телевизоров буквально перенасыщены фильмами, основанными на сценах жестокости, насилия, смакования физических мучений человека...

А чисто развлекательные программы? Эстрада, например. Как неприятно, когда юмор многих выступающих дурно пахнет, когда остроумие зиждется на вульгарностях. Ленина сейчас цитировать не принято. Ну а почему бы и нет, если он метко сказал? В данном случае я имею в виду его высказывание о популярном в 20–е годы поэте Демьяне Бедном: «Грубоват. Идет за читателем. А надо быть немного впереди». Да, артисты, развлекая, должны не потакать грубым вкусам, не базировать свой юмор на нижней половине туловища, а шутить действительно остроумно.

Интеллигентности не может быть меньше или больше.

Она или есть, или ее нет.

Думается, необходима целенаправленная, широкомасштабная и длительная кампания по воспитанию интеллигентности. С детского сада!

Читательница «СБ» Лариса КОРОТКАЯ, Минск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter