Ваш выстрел, Наталья

Тюзовская "Последняя дуэль" лишилась привлекательного статуса премьерного спектакля за считанные дни: накануне новогодних праздников новая работа театра значилась в его афише чуть ли не ежедневно.
Тюзовская "Последняя дуэль" лишилась привлекательного статуса премьерного спектакля за считанные дни: накануне новогодних праздников новая работа театра значилась в его афише чуть ли не ежедневно. А тем временем главный режиссер и автор этой экстремальной постановки о жизни хрестоматийного поэта находилась в больнице. О нездоровье Натальи Башевой в театральной "тусовке" сообщали зловещим шепотом. События годичной давности - смерть главного режиссера Андрея Андросика - еще не забылись, и "людям осведомленным" непросто было удержаться от соблазна первыми сообщить о новом витке скандала в театре, и без того имеющем репутацию гиблого места.

Тем не менее в последние месяцы театр выпустил несколько премьер, заслуживающих внимания и даже споров. Спорят прежде всего о "Последней дуэли" - спектакле, предназначенном отнюдь не только для школьников. Хотя первыми его зрителями стали все же ученики столичных школ, что и понятно: Пушкин - "программный" автор, и предлагаемая прямо со сцены "лекция о давно уже мертвом поэте" поначалу вызывает у зала нервно-ироничные смешки (вполне закономерные, когда еще в начальных классах всех нас "перекармливают" этим "обязательным блюдом"). Но через минуту "лектор" Николай Леончик начнет цитировать дневники барона Корфа (однокашника "солнца русской поэзии"), полагавшего, что "Пушкин не был создан ни для службы, ни для света, ни для... истинной дружбы. У него было только две стихии - удовлетворение плотским страстям и поэзия, и в обеих он ушел далеко..." И смешки смолкнут надежно, потому как в школе о таком обычно не говорят.

Новый спектакль ТЮЗа - гремучая смесь откровенности Эдварда Радзинского, зрелищности телеканала "Дискавери" и утонченности театра Марка Захарова. И все же на фоне шокирующих предположений (например, о том, что у Натальи Гончаровой сложился роман вовсе не с Дантесом, а с самим императором Николаем) и веселой театральной мистики с обилием свечей и масок грань, разделяющую восхищение и пошлое любопытство, актеры не переступают. Поскольку не "пиара" ради создавался этот спектакль. Несколько лет назад Леончик создал авторский моноспектакль о Пушкине, а теперь эту идею решено было развить.

Хотя "Последняя дуэль" - не такая массово-коллективная работа, как "Полианна", участие в нем приняли не только те, кто выходит на сцену для финальных поклонов. Недавние антагонисты теперь входят и в новоутвержденный худсовет театра... Но до первых результатов работы нового главного режиссера страсти в "кастрюльке" ТЮЗа еще покипели основательно, хотя уже и не так бурно, чтобы выплескиваться наружу. Люди театра непосредственны, как дети, как дети же и жестоки. Да еще сам по себе стресс от новой должности плюс отсутствие отпуска... И все же "Последняя дуэль" Натальи Башевой, судя по всему, стала ее "последней дуэлью" в смысле никак не трагичном - она осталась в театре, и здесь ей, похоже, уже рады. К началу весны Башева планирует закончить своего "Тараса на Парнасе" по пьесе Сергея Ковалева с "неклассическим" финалом. Со дня на день ТЮЗ ждет приглашенного ею Модеста Абрамова, недавно назначенного главным режиссером Молодежного театра, который продолжит репетиции "Недоросля". Почти готовы к премьере пушкинские "Маленькие трагедии", а в конце сезона театр собирается приступить к постановке "Ромео и Джульетты". Очевидно, Башева всерьез взялась за реализацию своего намерения вернуть школярам утраченный поколениями вкус к хрестоматийным произведениям. Актеры не возражают - не зверушек играть, к тому же в каждом из этих спектаклей достаточно разновозрастных ролей. Впрочем, о "зверушках" (спектаклях для самых маленьких) ТЮЗ забывать не собирается, одновременно уже подумывая о таких глобальных проектах, как "Анна Каренина" и "Война и мир". Кажется, компромисс найден. Не спугнуть бы...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter