Ваш счет на лице написан

В Беларусбанке рассказали о том, как будет применяться система идентификации биометрических данных при оплате
ОАО «АСБ Беларусбанк» совместно с Минским метрополитеном тестируют инновационную технологию оплаты проезда с использованием биометрического сервиса «Смотри и проходи». Ее удобство заключается в том, что пользователь через приложение банка привязывает данные снимка лица к банковской карте и идентифицирует свою личность, взглянув на специальный сканер в метрополитене. В этот момент с карты клиента списываются деньги, и он может пользоваться услугами метро. Новый сервис сейчас работает в пилотном режиме на станции «Площадь Ленина», но уже позволяет гражданам оплачивать проезд в течение двух секунд. Ожидается, что в случае успешного апробирования данная система будет иметь более широкое распространение, в том числе и за пределами метро.


Новый виток технологий

Испытание инновационного сервиса, который использует биометрические данные лица, — это буквально новый виток развития бесконтактных технологий оплаты в нашей стране. 

Подобные сервисы появились не так давно в Китае, а также сейчас апробируются в России. В Беларуси проект в данный момент испытывают в метрополитене. Именно здесь наиболее интенсивный пассажиропоток, что позволяет отработать все сценарии для системы. Сейчас оплачивать проезд лицом могут только тестеры на станции метро «Площадь Ленина».

Система реализуется Беларусбанком совместно с Минским метрополитеном и российской компанией VisionLabs.
Фото БЕЛТА

— Чтобы сделать процесс оплаты в метрополитене более удобным, мы разработали новый продукт, — рассказывает исполнительный директор ОАО «АСБ Беларусбанк» Дмитрий Грищенков. — Благодаря ему стало возможным произвести оплату с использованием лица гражданина, которое анализирует биометрический сканер. Подобные технологии сегодня используются в Китае и тестируются в России. Однако наша разработка имеет свою особенность. Если в других странах сначала происходит идентификация, а оплата несколько запаздывает, то у нас процесс списания средств осуществляется практически мгновенно. Благодаря этому преодолеть турникет в метро возможно менее чем за две секунды. Мы надеемся, что пилотный проект будет одобрен — и в скором будущем такие турникеты будут стоять на всех станциях метро.

При этом Дмитрий Грищенков замечает, что на разработку такой технологии от идеи до пилотного продукта ушло рекордно малое количество времени — не более 3 месяцев. В свою очередь, заместитель председателя Мингорисполкома Александр Дорохович также отмечает высокий уровень сотрудничества с Беларусбанком во внедрении системы:

— Мы очень удовлетворены сотрудничеством с Беларусбанком. За достаточно короткий промежуток времени, проанализировав все аналогичные системы в других странах, специалисты Беларусбанка предложили свой продукт. В метро у нас пассажиропоток достигает практически 1 млн человек в сутки. Это самый популярный вид транспорта — 43 процента наших граждан им пользуются. Мы рассчитываем, что все они вскоре оценят по достоинству эту систему.

Идентификация начинается за полтора метра до датчика, а у турникета человек практически распознан.

Между тобой и банком — только код

Система реализуется Беларусбанком совместно с российской компанией VisionLabs и Минским метрополитеном. Она использует один из самых продвинутых алгоритмов на фоне конкурентов. Начальник управления цифровой трансформации ОАО «АСБ Беларусбанк» Виктор Безруков также заметил, что в скором будущем сервис будет рассчитан на широкое применение. Причем это касается не только клиентов Беларусбанка:

— Владельцу любой карты нужно только скачать приложение Беларусбанка и в процессе регистрации в нем привязать свою карту. Далее добавить сервис «Смотри и проходи». После чего в приложении нужно сделать снимок своего лица. Таким образом создается математическая модель биометрических данных — анализируется от 70 до 120 уникальных точек лица. Данные с фото сохраняются в виде зашифрованного кода на отдельных серверах банка. При этом фотография гражданина в банк не попадает. Это позволяет системе иметь высокую степень защищенности.

После прохождения этих процедур лицо «привязывается» к карте и можно будет пользоваться сервисом. Но произойдет это не ранее ввода третьей ветки метро — именно тогда официально запустят данный проект для всех желающих.

— На начальном этапе, после запуска третьей линии метро, такие терминалы будут на двух станциях. В течение полугода мы будем анализировать обращения граждан. Если все сложится удачно, то этот сервис распространится на всех станциях метрополитена.

Широкие перспективы для применения

Отдельного внимания заслуживает также сканер биометрической идентификации. Яркое освещение для него неважно — человек будет определен даже если оно очень слабое. В приборе есть инфракрасные датчики, которые позволяют отличить человека от, скажем, манекена, что сразу же отсекает множество мошеннических операций. Виктор Безруков уточнил, что тестировали сканер и на людях, носящих маски:

  — Система распознает людей даже в масках при большом проценте закрытости лица, однако, естественно, справляется с этой задачей на мгновение медленнее. При этом идентификация начинается еще за полтора метра до датчика, а у турникета он уже практически распознан. Это позволяет быстро и безошибочно пропускать людей даже при больших очередях. Тестировали и на близнецах — сканер определяет с высокой точностью кто есть кто. Впоследствии систему могут оснастить и термодатчиком, чтобы определять температуру граждан. Данные смогут направлять в Минздрав.

Система распознает людей даже в масках при большом проценте закрытости лица.
ФОТО АЛЕКСЕЯ ВЯЗМИТИНОВА.

Ожидается, что благодаря системе также возможно будет создать в скором будущем и цифровой проездной с учетом льгот, а может, и вовсе отказаться от пластиковых карт в пользу данных лица при оплате в метро. При этом лицевая идентификация не будет ограничиваться только метрополитеном. Виктор Безруков обратил внимание на то, что цифровой образ человека возможно применять в широких сферах:

— До конца года может появиться возможность оплаты через сканер лица в ряде точек торговли и сервиса. Массовый характер поначалу эта технология не будет носить — все нужно отработать локально и получить отзывы. Далее, при успешности тестов, будет широкое распространение сервиса в магазины.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter