Первый в Беларуси международный спутниковый телеканал "Беларусь 24" 1 февраля отмечает десятилетие

Ваш надежный спутник

Десять лет назад на мировую медиаорбиту вышел первый и пока единственный международный спутниковый телеканал страны «Беларусь 24». Круглые сутки он вещает для 270 миллионов зарубежных зрителей в 100 странах мира. Только за 2014 год его аудитория выросла более чем в два раза.

Что стало причиной столь завидного интереса к Беларуси у жителей других стран, какова цена ошибки ведущего аналитической программы, о «Евровидении» как об успешном бизнес–проекте, наконец, о перспективах спутникового телеканала накануне юбилея нам рассказал заместитель председателя Белтелерадиокомпании Марат Марков.

Марат Марков— Марат Сергеевич, в прошлом году вам удалось подсадить на информационный крючок кнопки «Беларусь 24» тысячи новых зрителей. Чем взяли аудиторию?

— Видимо, отношением. Профессиональным — к делу, заинтересованным — к зрителю. И холдинг Белтелерадиокомпании во главе с Геннадием Давыдько постоянно уделяет серьезное внимание каналу: мы не ждем милостей от природы и серьезно работаем над тем, чтобы охватить как можно большую территорию вещания. На мой взгляд, в прошлом году Беларусь как суверенное государство предприняла ряд значимых шагов, которые у многих изменили отношение к нашей стране, повысили к ней интерес. Словосочетания «минские договоренности», «минские встречи» стали устойчивыми в политическом лексиконе. Многих зрителей действительно зацепил наш контент, прежде всего новости, их подача. И канал «Беларусь 24», и новости из нашей страны стали искать целенаправленно. Чтобы узнать объективную информацию о происходящем, чтобы разобраться на основании фактов, а не слухов, конкретики, а не домыслов. И потом, наш спутниковый канал — классическое разножанровое телевидение. Яркая картинка, динамичные анонсы, много инфографики и современный дизайн привлекают к нему внимание, мы стараемся соответствовать лучшим международным стандартам.

— Ваш партнер в России — ООО «Сигнал Медиа» — один из крупнейших дистрибьюторов неэфирного ТВ на российском рынке. Кто еще помогает вам в распространении телеканала?

— Сейчас активно опираемся на помощь МИД, белорусских диппредставительств за рубежом. Стараемся привлекать к сотрудничеству белорусские диаспоры за рубежом. На наше предложение активно откликнулся почетный консул Беларуси в Тюмени Владимир Шугля. По его словам, в Тюменской области проживают более 50 тысяч этнических белорусов, все они заинтересованы в том, чтобы смотреть «Беларусь 24». Владимир Федорович инициировал включение нашего телеканала в пакеты крупнейших кабельщиков региона.

— Речь идет о том, чтобы договоры на право вещания «Беларусь 24» покупались кабельными операторами?

— Наш канал — некодированный, находится в открытом доступе на спутнике, и многие кабельщики зачастую берут его в свои пакеты, не уведомляя нас об этом. В частности, на наше предложение инициировать включение телеканала в пакеты кабельных операторов Республики Коми пришел ответ от председателя общественной организации «Белорусская национально–культурная автономия в Республике Коми» Аркадия Крупенько о том, что канал наш там известен, его смотрят и он лично в том числе.

— Радостно. Вы намерены по–прежнему отдавать сигнал спутникового телевидения безвозмездно?

— Я подчеркну: в 2005 году Глава государства, инициировав создание Первого белорусского спутникового телеканала, четко обозначил его цель и суть: «Беларусь 24» — «имиджевый канал нашей страны. Его предназначение состоит в том, чтобы доводить до многомиллионной аудитории разных стран объективную информацию о нашем государстве». Исходя из этого поручения, мы ставим на первое место увеличение числа наших зрителей на всей территории, где возможен прием сигнала телеканала, и только на втором месте — коммерциализация процесса. На втором, а не на последнем. Канал уже сегодня зарабатывает.

Плюс в том, что нас могут смотреть очень многие через спутник, минус — мы не в состоянии всех отследить и подсчитать. Мы рады, что «Беларусь 24» известен и пользуется спросом, однако хотелось бы максимально формализовать отношения с кабельными операторами из соседних стран для того, чтобы мы могли объективно фиксировать территорию нашего телесмотрения. И эта задача стоит перед руководством канала в 2015 году.

— Авторская программа Евгения Новикова «Права человека. Взгляд в мир» вызвала претензии Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания Украины. Что это был за скандал?

— Тот редкий случай, когда журналист высказал свое личное мнение по ситуации в Украине и ошибся. Если бы после этого канал «Беларусь 24» прекратил свое вещание в Украине, можно было бы говорить о скандале.

«Беларусь 24» — канал государственный, поэтому требования к тем журналистам, кто ведет новостную или аналитическую программу слишком высоки. Проект Новикова «Взгляд в мир» существовал много лет. Мы предполагали, что нужны новые идеи, передачу нужно менять, еще до всех этих событий, когда украинский надзорный орган усмотрел в высказываниях Новикова крамолу. А уже после ситуация разрешилась мгновенно. Но я хочу, чтобы вы понимали: уход программы из телеэфира и увольнение Новикова из Белтелерадиокомпании — это абсолютно разные вещи. Евгений — опытный журналист с широким мировоззрением, он до сих пор у нас работает и сейчас готовит свой новый авторский проект.

— Марат Сергеевич, вы курируете не только «Беларусь 24», в вашем подчинении и Агентство теленовостей, телеканал «Беларусь 1», пресс–служба и интернет–дирекция. Как наниматель вы ратуете за опытных тележурналистов или за молодых?

— Самый лучший вариант — это когда опытный человек чувствует в себе достаточно сил, чтобы работать, как молодой.

— Вы лично уже три раза съездили на конкурс «Евровидение» в составе официальной делегации. Есть мнение, что белорусы относятся к этому конкурсу более серьезно, чем представители других стран. Скажите прямо, есть у вас такая задача — добыть для Беларуси победу в этом конкурсе во что бы то ни стало?

— Нет, такой задачи нет, и слава богу. В Беларуси этот конкурс, равно как и новый крупный проект БТ «Я могу!», проект «Хочу в телевизор» и ряд других — это возможность, площадка для каждого белоруса проявить себя, фактически — та дверь, которую нужно открыть, чтобы и реализовать себя, и стать известным как минимум в своей стране. Международное же «Евровидение» — это мощный бизнес–проект, и для того, чтобы привлекать зрителей и зарабатывать столько денег, сколько конкурс зарабатывает, ему всегда нужен будет скандал, что абсолютно нормально для шоу–бизнеса. Прошлогодняя победа Кончиты Вурст лишний раз этот факт подчеркнула.

— Но мы же не такие люди? Мы скандалить не будем?

— И у нас бывает, но по другим причинам. Всегда говорили и будут говорить, что Белтелерадиокомпания якобы заранее все решила, победитель национального отбора известен заранее. Два года назад, например, некоторые журналисты писали, что абсолютно точно на конкурс поедут ДиДюЛя с Лоренсом. В этом году в финале прочили победу проекту MILKI Александра Рыбака. И что? Где теперь эти Кассандры? «Евровидение» — конкурс абсолютно непредсказуемый.

— Иными словами, те, кто говорит, не знают, а те, кто знает, никогда не скажут. Вы себя относите, кстати, к первым или ко вторым?

— Постоянно сомневаюсь, поэтому стараюсь говорить меньше.

СПРАВКА «СБ»

На сайте www.belarus24.by телеканал «Беларусь 24» можно смотреть в любой точке мира.

С февраля ежедневно по будням в эфир будет выходить аналитическая программа «Акценты».

О культурной жизни белорусов расскажет проект «Артишок»: события, премьеры, скандалы, лица.

viki@sb.by

Советская Белоруссия № 18 (24648). Пятница, 30 января 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter