«Варвара мосцiць, Савва цвiкi вострыць, а Мiкола прыбiвае»

Народный календарь

13 декабря. Православная церковь чтит апостола Андрея Первозванного.


На Полесье этот праздник называют довольно ласково: «Андрэйкi», «Андрос», «Андроскi». Почему–то в Беларуси он считался девичьим. Возможно, из–за того, что после отшумевших традиционных осенних свадеб, в период поста, во всю шли девичьи гадания о будущем, о судьбе. Считали это не грехом, а так называемой «светлой ворожбой». И, кстати, чтобы «доподлинно» узнать будущую судьбу, требовалось строго соблюдать пост. А в день Святого Андрея и вовсе не есть, да еще и не разговаривать ни с кем от утра и до самой ночи.


В день Андрея проходило засевание семян льна прямо в снег в огороде и возле колодца со словами: «На цябе, Святы Андрэю, лён сею! Дай, Божа, знацi, з кiм век векавацi!» Если семена весной взойдут дружно — счастливое замужество обеспечено, коли всходы окажутся редкими — жизнь сложится не очень удачно.


Еще темной ночью нужно было пойти в сад и только зубами, без помощи рук, откусить веточку вишни — ведь именно она в обрядовых песнях сравнивается с невестой. Потом веточку ставили в воду: если скоро распустится — к замужеству, да и просто к хорошей доле.


На Святого Андрея загадывали и о погоде. Подойдя к колодцу, прислушивались, как ведет себя вода: тихая — на «добрае надвор’е», если слышался шум — к морозам трескучим, метелям и холодным ветрам.


14 декабря. День пророка Наума. По–народному, «прысвятак Навум».


В это время уже закончились полевые хозяйственные заботы, значит, высвобождалось время для семьи, для детей. Кроме трудовых навыков, к которым приобщали с раннего возраста, по мере возможности старались учить детей грамоте. С «пiлiпаўкi» нанимали учителя: «Навум наставiць на вум». Грамотные были во многих семьях, где почти обязательным считалось составление семейных хроник, куда записывались самые важные события, произошедшие с домочадцами.


15 декабря. Именинники: Афанасий, Иван, Андрей, Степан.


16 декабря. Именинники: Софония, Савва, Иван, Федор.


17 декабря. День великомученицы Варвары.


Созвучно с именем святой в некоторых местах существовал обычай угощаться вареникам из гречневой муки с конопляным (!) маслом. А на сладкое шли вареники с маком и медом. Несмотря на пост, ходили в гости — чаще всего дети к своим бабулям.


О погоде в этот день говорили так: «Прыйдзе Варвара, то маразы зварыць», «На Варвару беражы нос i вуха», «Варвара мосцiць, Савва цвiкi вострыць, а Мiкола прыбiвае». Варвара — по–настоящему день знаковый, хотя и «прысвятак». По наблюдениям — а они ведутся не одно столетие! — именно с Варвары солнце начинает чуть–чуть «задерживаться» и день прибавляется: по меткому замечанию народа, «на вераб’iны скок». «Варвара ноч уварвала, а да дня прытачыла».


18 декабря. День преподобного Саввы Освященного.


Считали, Савва готовит все к настоящим морозам.


19 декабря. В православном календаре — день Святого Николая.


Никола — один из наиболее почитаемых у христиан святых. Иконы Николая Угодника висели в каждом доме. В народной традиции он выступает как заступник хлебороба. В календаре отмечаются два «Никольских» дня — весенний и зимний, и каждый открывает свой сезон: «Да Мiколы няма зiмы нiколi», «Пасля Мiколы — сапраўдная зiма». Тем не менее погода частенько подводила — поэтому делали поправку, добавляя: «Нiводнаму Мiколе не вер нiколi».


Именно по Николе судили о всей зиме. Задержка зимы на Николу становилась знаком того, что морозы придут не скоро и вообще зима выдастся «беспутная». Иней на деревьях в этот день «рекомендовал» пораньше сеять ячмень, чтобы получить хороший урожай. Иней, покрывший деревья после праздника, сулил удачный урожай льна.


Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ, фольклорист.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter