Варшавский недоговор.

Саммит “Восточного партнерства” стал моментом истины по целому ряду аспектов современной европейской геополитики.

Проходивший в Польше на минувшей неделе саммит “Восточного партнерства” выявил новую геополитическую суть, наблюдаемую во взаимоотношениях стран Евросоюза и СНГ. Партнеры Беларуси — Украина, Молдова, Грузия, Азербайджан и Армения — выступили против включения в декларацию саммита абзаца, осуждающего Беларусь. Тем самым государства — участники “Восточного партнерства” не только выразили твердую поддержку принципа единого подхода ко всем членам ВП, но и решительно отвергли деструктивные попытки перевода партнерской инициативы в механизм политического давления на “неугодных”.

“Произошло нечто большее, чем успех Беларуси в отстаивании своих принципов, — заметил министр иностранных дел нашей страны Сергей Мартынов. — Шесть государств, которых называют партнерами, фактически впервые осознали, что у них есть свои интересы, и впервые по-настоящему выступили как группа, защитив свои интересы. Для нас принципиально важно, чтобы партнерство было партнерством с большой буквы, а не диктатом одной стороны. Итог саммита показывает, что мы движемся в правильном направлении”.
Конечно, в немалой степени внешнеполитическому успеху в Варшаве способствовали усилия белорусской дипломатии. Однако и здравая позиция иных участников ВП сыграла не последнюю роль. “Если бы в этой ситуации наши партнеры по “Восточному партнерству” не поддержали нас, то это дальше имело бы свою логику развития, — считает белорусский посол в Австрии Валерий Воронецкий. — Уже на этом саммите вносились предложения по Украине, имея в виду определенные упоминания государства в негативном контексте в итоговой декларации “Восточного партнерства”. Это говорит о том, что за Беларусью могла последовать любая другая страна. И в общем-то процесс давления, процесс, скажем так, подгонки под свои задачи, в том числе и геополитические, набирал бы обороты. Наши партнеры, естественно, это осознали и поняли, что “Восточное партнерство” в равной степени принадлежит и им”.
Еще на один существенный аспект обращает внимание директор Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов. “Я назвал бы случившееся на варшавском саммите грубым провалом попыток Польши реализовать свои лидерские амбиции в Восточной Европе, — заметил политолог в беседе с корреспондентом “НГ”. — Польша издавна является государством, выдвигающим мессианские идеи на востоке. И всегда они были связаны с раздирающим ее комплексом метрополии. Вот только потенциала для реализации подобных идей у Польши нет, и подобная авантюрная линия всегда приводила к провалу. Польское государство просто не готово к лидерству на востоке, вспомните хотя бы провал Варшавы относительно “Евронеста”. Слабость польской дипломатии выливается в неспособность выстраивать восточную политику — и не только в Беларуси, но и, например, в Литве”.
Впрочем, похоже, не только слабостью польской дипломатии можно объяснить варшавское фиаско на минувшем саммите ВП. “То, что ранее называлось партнерством, все более заменяется своего рода вассальными отношениями, то есть отношениями между сюзереном, роль которого пытается себе присвоить ЕС, и шестью странами-партнерами, которых ЕС пытается свести к роли своих подчиненных вассалов, — образно, но по существу заметил начальник отдела европейской интеграции главного управления Европы МИД Беларуси Дмитрий Ярмолюк. — Мы активно сопротивлялись этой тенденции на саммите. Беларусь при поддержке своих партнеров будет делать это и дальше”.
Сегодня дипломаты, политологи и эксперты сходятся во мнении, что политизация деятельности ВП приводит лишь к одному: пессимизм в отношении этой программы нарастает. И все же Беларусь пока сохраняет намерения участвовать в “Восточном партнерстве”. Как отметил на днях глава белорусского МИДа Сергей Мартынов, ВП является полезным для нашей страны, ему не хватает разве что практических, реальных дел. Беларусь уже предложила более двадцати конкретных проектов совместно с Литвой и Украиной. Сегодня идет серьезная кропотливая работа на экспертном уровне по сотрудничеству таможенных органов, взаимодействию в области борьбы с ки-берпреступностью и коррупцией, в сфере энергетики. Все это реально и осуществимо, если будет реализовываться на принципах партнерства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter