Варшава раскрыла свою тайну Полишинеля

О современной европейской  дипломатии

Всем известно выражение «секрет Полишинеля». Как видно по фамилии, выражение это пришло к нам из Франции. А поскольку соседняя нам Польша давно, со времен Наполеона, обещавшего отдать созданное им Варшавское княжество российскому императору Александру, а потом забравшего свое обещание обратно, тяготеет к этой колыбели европейской континентальной демократии, то, я думаю, поляки не обидятся, если мы усмотрим в данном выражении и некие польские мотивы. Тем паче появился повод: намедни раскрыта одна из самых загадочных тайн современной европейской дипломатии.


Секрет Варшавы, как и секрет Полишинеля, на днях обнародовали перед общественностью. Так, накануне в Польше утвердили так называемую программу по финансовой поддержке демократии в других странах, в первую очередь, в республиках бывшего СССР. Об этом стало известно в Берлине на встрече министров иностранных дел России, ФРГ и Польши Сергея Лаврова, Гидо Вестервелле и Радослава Сикорского.


В этой новости обращает на себя внимание одна небольшая деталь. На «восточную политику» деньги Варшаве будет выделять Брюссель! Что признала сама Варшава устами Радослава Сикорского, а также ЕС — устами Гидо Вестервелле. Как говорится, что и требовалось доказать! Конкретные суммы не названы (а кто ж откровенничает в дни кризиса?), но ясно, что будут они не свои, не польские. Речь может идти о десятках миллионов евро. И от мифа о большой региональной державе сразу ничего не осталось — такие державы обычно не одалживаются на свою внешнюю политику!


Хотя понять Польшу можно. Откуда ей взять даже небольшие суммы на ненужные амбиции и воспоминания о прошлом, когда собственное экономическое настоящее не ахти. Так что не следует, подобно еще одному французскому персонажу господину Портосу, шить себе уж слишком шикарный наряд — благодаря Дюма и Д’Артаньяну теперь всем известно, какая у него подкладка...


В то же время нашлись «эксперты по демократии», которые усмотрели в инициативе Варшавы «претензии на особую роль в разделе ресурсов Европейского союза и их управлении». Мол, Польша уже не первый год активно участвует в продвижении демократии и свободы в странах, которые поляки выбрали. Только почему наши западные соседи положили глаз на такие страны, как Беларусь и Украина, всем понятно. Поляки уже не первый год стремятся восстановить польскую сферу влияния времен Речи Посполитой. И тут, как говорится, все средства хороши для достижения конечной цели.


Взять хотя бы ту же самую «карту поляка». Эту инициативу можно рассмотреть не только как вмешательство во внутренние дела страны в ущерб единству белорусского народа. Появление таких документов само по себе можно считать дискриминацией белорусов, поскольку это изначально разделяет их на две категории: тех, кто имеет привилегии в другом государстве, и тех, кто их не имеет.


Ну а что касается нынешней «программы по финансовой поддержке демократии в других странах», то многие аналитики усмотрели в ней скрытую ностальгию Варшавы по временам Речи Посполитой. И при ее помощи польские политики лишь хотят повысить свой престиж внутри ЕС. Только при этом Варшаву почему–то не смущает тот факт, что они открыто и нагло вмешиваются во внутренние дела соседнего суверенного государства.


Вице–президент Центра политической конъюнктуры России Виталий Иванов очень метко назвал Польшу «маленьким государством, которое пытается выглядеть как большое». При этом «иногда у нее что–то получается, а иногда она выглядит комично».


Вот и прояснилась одна из самых «страшных» тайн Полишинеля в современной дипломатии. А точнее, в дипломатии Польши. Действительно ли она выстраивает отношения по линии Восток — Запад, исходя из здорового прагматизма, учитывающего равные права и взаимную выгоду сторон? Или же ее действия продиктованы химерами прошлого, мечтами о какой–то роли «современной Речи Посполитой» или, на худой конец, «модератора Запада на восточноевропейском направлении»? Ответ очевиден.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter