Владислав Варненчык - болгарский герой, связанный с Беларусью

Варненчык — погибший под Варной

Ежегодно тысячи белорусских граждан посещают болгарские курорты, чтобы насладиться ласковым морем, южным солнцем, непревзойденной местной кухней, вкусными винами и, конечно же, гостеприимством братского славянского народа. Те, кто путешествует по воздуху, попадают на Черноморское побережье Болгарии либо через Варну, либо через Бургас. И, наверное, многие из наших соотечественников обращали внимание, проезжая через Варну, что центральный проспект этого приморского города носит название Владислава Варненчыка или, по-другому, Владислава Ягеллончика. Оказывается, человек, именем которого он назван, имеет самое прямое отношение к Беларуси. 



Этим летом, отдыхая в Болгарии, я также проезжал через Варну. Разговорчивый водитель маршрутки, обеспечивающей трансфер из аэропорта в отель на морском побережье, охотно рассказывал о достопримечательностях этого города. Название центрального проспекта сразу привлекло внимание – слишком уж не болгарским оно было. От слова Варненчык повеяло чем-то родным, белорусским. Да и Ягеллончик было явно производным от названия польско-литовской королевской династии Ягеллонов. Одним словом, я заинтересовался. На мои расспросы водитель маршрутки ответил, что проспект назван в честь польского короля, пришедшего с армией освобождать Болгарию от турок и погибшего в битве под Варной. Этот ответ меня не удовлетворил – в имени главного героя чувствовался «белорусский след», а о нем не было сказано ни слова. Поэтому я решил разобраться.

Вообще, болгары очень трепетно относятся к своей истории. В стране множество прекрасно сохранившихся памятников Античности и Средневековья, большинство улиц названы именами деятелей национальной истории. Они бережно относятся к памятникам советским воинам, павшим за освобождение Европы от фашизма в годы Второй мировой войны. И даже на денежных купюрах изображены портреты людей, оставивших яркий след в болгарской истории, политике и культуре.



У Ягайлы и Софьи было двое сыновей – Владислав и Казимир. Владислав стал королем Польским и Венгерским, Казимир – великим князем Литовским, а затем, после того, как Владислав погиб в ходе крестового похода, и королем Польским. В отличие от своего брата, не оставившего после себя потомства, Казимир имел 13 детей, из которых четверо стали монархами европейских государств: Ян Ольбрахт – Польши, Владислав – Чехии и Венгрии, Александр – Литвы и Польши, Жигимонт (или Сигизмунд) – тоже Литвы и Польши (после смерти Александра). Так что в жилах ведущих королевских особ Европы того времени текла белорусская кровь. Если жену короля Казимира Ягеллончика Эльжбету называют матерью королей, то Софью Гольшанскую с полным основанием можно назвать бабушкой королей.

Владислав Ягеллончик стал польским королем после смерти своего отца в 1434 г. В то время ему было всего 10 лет, поэтому страной управлял регент епископ Збигнев Олесницкий. По его инициативе в 1440 г., после того, как опустел венгерский трон, Владислав был провозглашен также и королем соседней Венгрии. 

Вскоре, откликнувшись на призыв римского папы Евгения IV, Владислав организовал и возглавил крестовый поход против турок, захвативших к тому времени практически весь Балканский полуостров. В рядах его войска были польские, венгерские, литвинские (то есть выходцы с белорусских земель), чешские, трансильванские и валашские воины. Осенью 1443 г. 40-тысячное войско крестоносцев перешло Дунай и начало освобождение Болгарии. Большое моральное значение как для болгар, так и для самого Владислава имело освобождение Софии (ведь так звали его мать).



К сожалению, наступившая морозная зима и разногласия среди руководителей похода вынудили Владислава вернуться к Дунаю, откуда он весной следующего 1444 г. направился к портовому городу Варне. Здесь, по предварительной договоренности с итальянцами, предполагалось погрузиться на венецианские и генуэзские корабли и отплыть на помощь блокированному с суши и моря Константинополю. Однако турки, узнав о планах короля, сумели подкупить судовладельцев, и те, вместо того, чтобы перевезти крестоносцев на помощь грекам, доставили 60-тысячное османское войско к Варне и высадили его в тылу у Владислава. К тому времени предводитель крестоносцев располагал только 20 тысячами воинов, так что перевес в силах был на стороне султана Мурада II. 

Историческая битва состоялась 10 ноября 1444 г. Несмотря на огромное численное превосходство османских войск, европейские рыцари, успешно отбив все атаки всадников-сипахов, сами перешли в наступление. Победа была близка, и молодой король, стремясь закрепить наметившийся успех и захватить в плен турецкого султана, лично возглавил атаку своего отборного отряда из 500 рыцарей по центру войска противника. 

Этот эпизод ярко показан на картине известного польского художника Яна Матейко «Битва при Варне, 1444 г.». В центре полотна молодой рыцарь верхом, с развевающимися волосами, обнаженным мечом и щитом, как вихрь, несется на огромную толпу врагов, которые расступаются в стороны, пытаясь с разных сторон поразить храбреца копьями, стрелами и ятаганами. Пробившись к султану и почти достигнув цели, Владислав был убит в бою. Противник, ободренный успехом, смог превратить почти проигранную битву в победу. 

Болгарию тогда не удалось освободить. Но яркий образ короля Владислава, получившего посмертно прозвище Варненчык, то есть погибший под Варной, как непримиримого борца за свободу народов Балканского полуострова, навсегда остался в памяти благодарного болгарского народа. 

Сергей ЛЮТКО, кандидат исторических наук, доцент, заместитель начальника кафедры военной стратегии факультета Генерального штаба Вооруженных Сил учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь»

dossalab@yandex.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter