Вам скажут, если «можно»…

Глава Гомельской таможни — о конфискате и взяткодателях

Два десятка лет стоит на страже интересов государства коллектив Гомельской таможни

Таможенное оформление и контроль товаров и транспорта, перемещаемых через границу Таможенного союза на украинском направлении, содействие внешнеэкономической деятельности и реализации инвестиционных проектов индустриальных гигантов региона и резидентов СЭЗ «Гомель-Ратон», организация упрощенного трафика через таможенную границу транспортных средств, персонала и оборудования Чернобыльской АЭС и предприятий, работающих в зоне отчуждения. Это далеко не полный спектр задач, которые сегодня решает коллектив Гомельской таможни. В этом году исполнилось двадцать лет со времени ее образования. Достойный повод для серьезного разговора о делах и планах с начальником таможенного органа Феликсом ЯШКОВЫМ (на снимке).

— Феликс Валентинович, с какими результатами в выполнении финансовых и других заданий работает коллектив Гомельской таможни в свой юбилейный год?

— Если отвечать на вопрос языком цифр, то Гомельской таможней с начала текущего года в республиканский бюджет перечислено более 2,9 триллиона рублей. Чтобы реально оценить наши профессиональные успехи, конкретизирую: задание первого квартала выполнено на 100,9 процента, планируемые показатели полугодия уже обеспечены на 86 процентов. И это при том, что труд сотрудников таможни становится все более напряженным. Опять же призову в подтверждение цифры. За пять месяцев текущего года количество декларируемых партий товаров по Гомельской таможне увеличилось в сравнении с аналогичным периодом минувшего на 3,8 процента и составило более 37 тысяч. Увеличение наблюдается в этом году как по импортируемым, так и по экспортируемым товарам, перемещению легковых автомобилей и автобусов, более чем на 10 процентов больше прошлогоднего в названный период пересекло границу страны в зоне ответственности нашей таможни физических лиц.

— Одним из итогов недавнего Х Гомельского экономического форума стало подписание договоров о реализации проектов и протоколов о намерениях с инвесторами, в том числе иностранными. Вместе с тем в некоторых выступлениях в СМИ представители деловых кругов зарубежья сетуют на определенную «тяжеловесность» административных и таможенных процедур в Беларуси, якобы создающую препятствия для развития здесь привлекательного бизнес-климата...

— На мой взгляд, положение дел с созданием в стране условий для нормального ведения бизнеса позволяет утверждать обратное. Вспомним хотя бы Декрет № 10 и постановление Совмина от 6 августа 2011 года № 1058, которыми освобождается от таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость технологическое оборудование (комплектующие и запчасти к нему), ввозимое для использования на территории Беларуси в рамках реализации инвестпроекта. Разве не весомое подспорье для инвесторов?! А проектов таких в зоне деятельности Гомельской таможни десятки. Это и реконструкция предприятий стекольной промышленности, и строительство гипермаркета, и модернизация объектов молокоперерабатывающей отрасли, и установка новых аттракционов в гомельском парке. В целях упрощения и ускорения декларирования разновременных поставок оборудования мы применяем нормативные документы Государственного таможенного комитета, позволяющие проводить таможенное оформление каждой партии его под единым общим кодом ТН ВЭД. Это значительно упрощает процедуру и содействует ускорению его практического использования.

— Еще относительно недавно в прессе и ведомственных коридорах активно обсуждалась тема преимуществ электронного декларирования. Насколько эта форма таможенного оформления перемещаемых товаров, образно говоря, вошла «в плоть и кровь» участников внешнеэкономической деятельности, работающих в регионе? Много ли среди них предприятий, имеющих почетный статус «уполномоченный экономический оператор»?

— Начну с последнего вопроса. Статусом «уполномоченный экономический оператор» в регионе обладает 55 субъектов хозяйствования. Он дает юридическому лицу ряд принципиальных упрощений при осуществлении таможенных операций. В частности, предприятия, заинтересованные в использовании сырья и оборудования, что называется, с колес, помещают товары под таможенные процедуры по заявлению — еще до подачи деклараций и уплаты таможенных платежей. Налицо экономия времени, создание более благоприятных условий для развития производства и выполнения контрактных обязательств перед деловыми партнерами. Кстати, практически все имеющие статус УЭО активно используют автоматизированные способы декларирования товаров. Сегодня доля оформления перемещаемых грузов в рамках национальной автоматизированной системы электронного декларирования по Гомельской таможне составляет 94,8 процента от общего его объема. Участники внешнеэкономической деятельности сами заинтересованы в расширении сферы электронного декларирования при выпуске товаров, это позволяет им сократить время совершения таможенных операций и сроки прохождения товаров от отправителя до получателя. С другой стороны, электронное декларирование грузов в значительной степени облегчило и труд сотрудников пунктов таможенного оформления. Если срок оформления грузов на бумажных носителях составлял до 40 минут, то при декларировании товаров в электронном виде он сократился в десять и более раз.

— Наступление летнего отпускного сезона, как правило, отмечается ростом очередей на границе, в первую очередь на белорусско-украинской. Что предпринимается Гомельской таможней, чтобы если не искоренить, то хотя бы минимизировать случаи многочасового простаивания граждан и автотранспорта в пунктах пропуска?

— Учитывая опыт прошлых лет, мы делаем все возможное для минимизации очередей на границе за счет усиления дежурных смен в пунктах пропуска, создания резерва cотрудников. Так, уже с начала июня отделы таможенного оформления и контроля основного пункта пропуска «Новая Гута» усилены за счет работников управления таможни. Погранслужба также увеличивает численность смен к летнему периоду. Во взаимодействии с коллегами с Черниговской и Житомирской таможен мы ведем постоянный мониторинг ситуации на границе, обмениваемся оперативной информацией и всегда готовы к необходимым мерам реагирования в случае необходимости.

— Недавно в пункте пропуска «Новая Гута» стартовал проект создания при содействии Евросоюза системы электронного предварительного информирования таможенных органов Беларуси и Украины о прохождении грузов. В рамках его на таможне планируется внедрить новое автоматизированное оборудование. Какие в целом шаги сделаны за последние годы по материально-техническому обеспечению таможенной службы региона?

— Наши пункты таможенного оформления на внешних границах в целом укомплектованы техническими средствами и вычислительной техникой, необходимыми для эффективного выполнения обязанностей по защите экономической безопасности стран — участниц Таможенного союза. В 2012 году в рамках комплексной программы развития инфраструктуры на Государственной границе Республики Беларусь мы приступили к серьезной реконструкции пункта пропуска «Новая Гута». По нашим прогнозам, после ее завершения пропускная способность при оформлении грузового автотранспорта увеличится вдвое, легковых автомобилей — в полтора раза.

— Дизтопливо, табак, алкоголь — традиционные товары для приграничного «черного бизнеса». Ряд недавних фактов, связанных с задержанием гомельскими таможенниками незаконно перемещаемых фур и престижных легковых иномарок, говорят о том, что перечень видов контрабанды расширяется. Насколько успешно ведется борьба с незаконным трафиком?

— Сегодня в перечень контрабанды можно смело внести товары народного потребления, продукты питания, одежду и обувь. И не только. В этом году возбуждено шесть уголовных дел по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере, а также за попытки перемещения через таможенную границу психотропных веществ и наркотиков. В мае, к примеру, в пассажирском поезде Санкт-Петербург — Днепропетровск в пункте таможенного оформления «Тереховка» собака кинологической службы обнаружила «транзитный» гашиш. В ходе недавнего спецмероприятия на трассе Брянск—Гомель в Добрушском районе таможенники проверили автомобиль под управлением россиянина, который без сопроводительных документов перевозил товар, значившийся как лекарственные препараты. На самом деле грузовой фургон был загружен анаболическими средствами. Коммерческая партия товара в количестве четырех с половиной тысяч единиц на сумму более миллиарда рублей, ввезенная из Украины, изъята. Недавно расстался с контрабандным товаром — 1830 изделиями женской одежды, оцененными в 880 миллионов рублей, и наш соотечественник, нелегально перемещающий товар из Украины на территорию Таможенного союза. Красный свет зажгли таможенники этими днями в ВПТО «Мозырь—Козенки» и перед автомобилем «вольво», следующим из Сербии в Россию. Таможенный контроль выявил серьезные расхождения между документально указанным и фактическим объемом груза. Более 18 тонн черешни стоимостью свыше миллиарда рублей отправлено в торговую сеть области, в отношении нарушителя начат административный процесс. Всего же в текущем году сотрудниками таможни было вскрыто более 700 административных правонарушений и изъято товаров на сумму более 26 миллиардов рублей.

— Профессия таможенника считается престижной. В то же время, работая в таможне и непосредственно соприкасаясь с товарами и гражданами, желающими быстрее проехать границу и побольше провезти через нее, легко поддаться искушению и получить за «содействие» в этом вознаграждение…

— Регулярные профилактические мероприятия, направленные на соблюдение сотрудниками таможни действующего законодательства, служебной и исполнительской дисциплины, приносят желаемый эффект. Как итог — за последние восемь лет не возбуждалось ни одного уголовного дела в отношении должностных лиц Гомельской таможни за коррупционные правонарушения и служебные злоупотребления. Это способствует повышению доверия граждан и субъектов хозяйствования к нашим кадрам. Вместе с тем число желающих дать взятку таможенникам, к сожалению, не уменьшается. Гражданин Беларуси за передачу вознаграждения сотруднику таможни был подвергнут в 2012-м году уголовному преследованию. Скажу больше: если раньше предлагали взятки в единичных случаях, то в 2011 году уже зафиксировано 128 таких фактов, в минувшем — 131, с начала этого года — 50. Вот несколько свежих примеров. В мае с целью уклонения от уплаты таможенной пошлины за ввоз садовых качелей в ПТО «Новая Рудня» гражданин Украины предложил инспектору таможни 5 тысяч российских рублей. В «Новой Гуте» россиянка посредством взятки в 100 евро пыталась переместить через таможенную границу запрещенный к ввозу товар — 40 литров алкоголя и 4 автошины. К чести наших кадров, их принципиальные и профессиональные действия в нестандартных ситуациях не позволили запятнать репутацию сотрудников таможенной службы.

Фото: Николай ЖДАНОВИЧ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter