На рынке услуг такси и в России, и в Беларуси грядут серьезные изменения

Вам шашечки или ехать?

С первого сентября в России вступит в силу новая редакция закона о такси. Свои новшества в этой сфере есть и в Беларуси. Как развивается рынок такси в двух странах, какие есть сходства и различия — разузнали корреспонденты «СОЮЗа».

В такси должно быть комфортно и безопасно любому пассажиру.
СЕРГЕЙ КУКСИН

КАК В РОССИИ

Времена, когда на рынке таксомоторных услуг властвовали таксопарки, машины проходили своевременный техосмотр, а водители перед выходом в рейс посещали медработника, канули в Лету. На смену пришли агрегаторы такси, деятельность которых не всегда прозрачна. Вызывает вопросы и организация безопасности пассажиров. Не секрет, что значительное количество авто с шашечками элементарно не имеют полиса страхования.

И это только малая доля проблем на рынке услуг такси. Впрочем, в России с 1 сентября вступает в силу новая редакция закона о такси, содержащая сразу несколько серьезных новаций, направленных на обеспечение прозрачности и безопасности.

Ключевых изменений четыре. Первое — в законе появилась новая категория водителей такси: самозанятые. Речь идет о специальном налоговом режиме, внедрение которого сейчас экспериментально проходит в России.

Второе — введено требование о прохождении аттестации водителя на знание города, в котором он осуществляет свою деятельность.

Третье — предоставляется разрешение на эту деятельность на бесплатной основе.

Еще одно изменение обусловлено цифровизацией и касается введения трех реестров: перевозчиков, такси и служб заказа такси. Все участники этого процесса становятся достаточно прозрачными.

Разберемся с новшествами подробнее. Отныне водитель должен заключить трудовой договор с работодателем, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве самозанятого. Это позволит сократить число таксистов-нелегалов.

Что касается реестра перевозчиков, то в него внесут сведения об электронном разрешении на перевозку.

Реестр такси объединит сведения о транспортных средствах и их владельцах, а реестр служб заказа такси будет содержать адреса, по которым расположены технические средства для получения, хранения, обработки и передачи заказов.

Это нововведение тоже для безопасности. Во-первых, в реестр смогут попасть только те автомобили, которые регулярно проходят техосмотр, а во-вторых, одна машина может быть подключена только к одному таксопарку или агрегатору. Это позволит исключить ситуации, когда водитель в стремлении заработать побольше подключается сразу к нескольким агрегаторам. Закончив смену на одном, он переходит на следующий, игнорируя режим труда и отдыха. И, соответственно, становясь опасным участником дорожного движения.

Одним из новшеств является и рост числа запретов для водителей на допуск к управлению такси. Так, с осени к управлению не допустят тех водителей, кто за день до перевозки имеет более трех неуплаченных штрафов за нарушения ПДД. Исключение — если штрафы есть, а сроки давности по ним уже прошли. Кроме того, если у водителя ранее было повторное лишение прав и/или арест за нарушения в сфере дорожного движения, путь к баранке ему также заказан.

Кстати, с 1 марта 2023 года работает норма, согласно которой водить такси будет нельзя, если у человека есть неснятая или непогашенная судимость. Например, за убийство, разбой, изнасилование, наркотические преступления и терроризм, либо его преследуют по УК РФ за такие деяния.

Как быть тем работникам, которые приезжают в Россию на заработки из стран ЕАЭС, включая Беларусь? Юристы поясняют: если таксист заключает трудовой договор, то при оформлении на работу он должен предоставить работодателю две справки об отсутствии судимости. Первая в стране гражданского происхождения и вторая в стране осуществления трудовой деятельности. Что касается самозанятых, то эти две справки они должны представить тогда, когда будут получать разрешение на деятельность в такси. Есть специальные информационные ресурсы в каждой стране, где эти справки можно получить.

И, наконец, прежде, чем получить право возить пассажиров, будущий таксист должен пройти аттестацию на знание того, где в регионе находятся объекты транспортной инфраструктуры, культурного наследия и спорта, медицинские и образовательные организации. То есть ситуаций, когда водитель сам не знает, куда ехать, и постоянно спрашивает у пассажира нужный поворот, в принципе теперь не должно возникать.

Нехватки легкового такси первого сентября пассажиры ощутить не должны, так как все действующие разрешения будут перенесены из прежних реестров в новые, говорит руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума такси (МЕФТ) Станислав Швагерус.

— Как дальше будет развиваться реализация нового федерального закона о такси, покажет время. Закон масштабный и комплексный, такого нет ни в одной стране мира, — объясняет он.

— А что с ценами? — спрашиваю я Станислава.
Стоимость поездок, по его словам, может вырасти на 10 — 20 процентов.
К слову, по данным Росстата, новая система охватит более 20 миллионов граждан, 453 тысячи легковых такси и будет работать в 89 субъектах Российской Федерации.

В России к рулю не допустят водителей, имеющих более трех неуплаченных штрафов за нарушения ПДД.
АЛЕКСАНДР КОРОЛЬКОВ

КАК В БЕЛАРУСИ

НА РЫНКЕ такси в Беларуси также грядут большие перемены. Летом на общественное обсуждение вынесли проект указа «Об автомобильных перевозках пассажиров», затрагивающий интересы водителей, диспетчерских служб, модных ныне онлайн-сервисов и, конечно же, пассажиров.

Документ предусматривает, в частности, создание реестра автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. Туда планируется включать сведения о перевозчиках, транспортных средствах, водителях и диспетчерах. Без включения в реестр либо в случае исключения из него легально работать не получится. Еще одна важная новация: иностранные компании будут вправе оказывать диспетчерские услуги, только если создадут юридическое лицо на территории Беларуси. Кроме того, диспетчерские службы должны будут использовать информационные системы и ресурсы, размещенные на территории Беларуси, передавать заказы на перевозки только участникам реестра. Наконец, еще одно новшество: перевозчиков обязуют свою работу фиксировать на видео, а записи из машины хранить десять дней.

Внесение в реестр планируется платное: 2 базовые величины (в настоящее время это 74 белорусских рубля (2765 российских) за каждое транспортное средство), 1 — за каждого водителя, 100 — с каждого диспетчера такси. При внесении изменений также будут взимать деньги. В случае нарушений транспортная инспекция Минтранса сможет приостановить нахождение в реестре водителя на месяц, автомобиля, перевозчика, диспетчера — на три. Отыграть ситуацию можно, только если устранишь нарушения.

В Минтрансе считают, что предложенные новации посодействуют безопасности автомобильных перевозок и создадут условия для добросовестной конкуренции и повышения качества услуг. В том числе за счет предоставления полной и достоверной информации в налоговые, правоохранительные и контрольные органы. К слову, работа «шашечек» с использованием электронных сервисов вызывает немало вопросов у госорганов. Известны случаи, когда коммерсанты регистрировали субъекты хозяйствования, которые набирали штат водителей, заключали договоры с «Яндекс.Такси» и оказывали услуги по всей стране. При этом выручка скрывалась от налогообложения. Компании-однодневки, где в качестве директоров и учредителей выступали иностранцы, периодически менялись. Страдал не только госбюджет: большинство водителей не трудоустраивали официально. Появление специального реестра с полной информацией обо всех участниках сделает бизнес прозрачным, считают авторы новаций.

Предложенная трансформация рынка уже вызвала озабоченность у его игроков. Под эгидой Ассоциации перевозчиков и диспетчеров такси прошло обсуждение проекта указа с участием представителей нескольких десятков юрлиц. Вопросов немало, ведь появление нового реестра — своего рода возврат к существовавшему когда-то лицензированию. Чтобы соблюдать новые правила, нужно идти на дополнительные расходы. Часть неминуемо переложат на плечи пассажиров. Но готовы ли клиенты к росту тарифов, которые, к слову, у наиболее популярного в Беларуси агрегатора такси после продолжительной стабилизации увеличились совсем недавно — в мае? Вопрос открытый. Как и то, насколько активным может оказаться отток таксистов из бизнеса. Ведь не секрет, что услуги множества водителей актуальны только при доступных тарифах. По мнению игроков рынка, к будущему указу нужна «инструкция по применению», пока же ее нет.

Тарас ФОМЧЕНКОВ.

taras@rg.ru

Александр НЕСТЕРОВ.

nesterov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter