Решают ли петиции общественные проблемы

Вам петиция

О решении проблем при помощи петиций

Один в поле не воин. В мирных реалиях это тоже бесспорный рецепт на пути к желаемому. Неудивительно, что популярные за рубежом сборы подписей через интернет и у нас находят все больше ниш. Стоит отдать свой голос за одну петицию, как погружаешься в информационное поле эдакого народного голосования. В итоге периодически на твой электронный ящик приходят очередные предложения высказать свое «за». За лекарство для животных, за замену в Википедии «Белоруссии» на «Беларусь», за сохранение исторического места... Инициативы отличные, но на этой почве то и дело возникают споры: насколько эффективно в наших реалиях такое привлечение внимания к проблеме?


Возможно, для многих это станет открытием, но схема чаще работает, чем нет. Пусть результат далеко не всегда оказывается стопроцентным, но, как говорится, Москва тоже не сразу строилась. Недавний пример. Только за неделю белорусские сторонники решения проблемы при помощи петиций смогли отпраздновать сразу две победы. Во–первых, они уверены: именно благодаря активности населения в Беларуси наконец–то заработала международная платежная система PayPal. Предыстория здесь, говорят, такая. Больше года минчанин Сергей Пузына собирал подписи под соответствующей петицией и не раз обращался в главный офис PayPal. Поворотным стало 25 декабря 2012 года, когда более 7.000 подписей были пересланы в компанию. А через полгода, 16 июля 2013–го, появились новости, что петиция Сергея победила. Итог? С 18 июня белорусы могут открывать счета в PayPal и совершать платежи, не вводя лишний раз данные своих банковских карт. Заслуга ли это только активистов? Или все–таки главную роль здесь сыграли усилия представителей нашей банковской сферы? Потребителю, наверное, это не столь принципиально, куда важнее сам результат.


Вторая победа активистов более локальная, но от этого не менее примечательная: буквально за неделю более 1.220 жителей Витебска смогли склонить городскую администрацию к запрету продажи водки и настоек в зонах отдыха. Автор петиции, которая ратовала за то, чтобы сделать парк им. Фрунзе безалкогольной зоной, — витебчанин Владимир Грезов. Правда, другие крепкие напитки подороже по–прежнему мозолят глаза на прилавках местных летних кафе, но один серьезный шаг в верном направлении уже сделан.


Тут есть важный нюанс: при всей бумажной волоките на самом деле электронный сбор подписей чаще всего не имеет юридической силы. Но это и не главное. Его основная задача — как минимум продемонстрировать мнение и пожелания группы людей. По своей сути этот способ не слишком–то отличается от старого доброго сбора подписей в подъезде на листе А4. Наверняка и вам не раз звонили в дверь с просьбой присоединиться к некоему общему предложению. Так делали хозяева агроусадеб Нарочанского края, когда из–за законодательных нестыковок в одночасье оказались нелегалами. Так сегодня решают свои коммунальные проблемы жильцы многоэтажек. Так пытаются отстоять свои права дольщики строительства квартир, стоимость квадратного метра для которых меняется, как погода. Помогает или нет? Тут уж зависит от обстоятельств.


Кстати, любое серьезное дело рано или поздно оборачивается курьезными подражаниями. За примерами в свете последних событий далеко ходить не надо. Пока русскоязычные интернет–пользователи в шутку предлагали собрать подписи за отсоединение США от планеты Земля, на сайте Белого дома появилась вполне себе реальная петиция за возвращение Аляски в состав России, а белорусские юзеры озаботились присоединением Смоленска к Беларуси. Словом, и смех и грех. Как у классика: все смешалось в доме Облонских...


pasiyak@sb.by

 

Советская Белоруссия №119 (24502). Четверг, 26 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter