Упаковка должна быть не только бесплатной, но еще и подходящей

Вам о пакете совет

Как–то даже неловко возвращаться к этой теме, поросшей бородой. Я о бесплатных пакетах в магазинах. Казалось бы, толкование норм новых правил продажи товаров, принятых год назад, у всех навязло в зубах, набило оскомину. Законодатель так решил: предприятия торговли обязаны упаковывать товары бесплатно. Во что угодно, хоть в пластиковый контейнер, хоть в полиэтиленовый пакет, в бумагу — пожалуйста! Главное, чтобы в такой таре продукты и изделия можно было до дома или другого пункта назначения донести, не повредив ни их, ни все вокруг них.



Четко, понятно, можно поставить точку и забыть. Проехали. Между тем то и дело в «СБ» поступают письма, звонки. Люди жалуются — хитрят торговцы. Вроде как формально требование закона выполнено. В каждом торговом зале нынче имеются рулоны с дармовыми пакетами, вот только упаковать в некоторые из них можно далеко не все.

А в итоге как брали некоторые торговые организации за упаковку деньги, так и берут. И что интересно, не гнушаются, занимаются крохоборством магазины крупнейшей торговой сети. Бесплатно предлагают пакеты размером 16 на 30 см или 18 на 25. А рядом большие, хорошие, с ручками — но за деньги. И что в малюсенькую и тонюсенькую тару можно упаковать? Скажу: четыре небольших яблока и три апельсина. При том, что покупатели традиционно берут не меньше килограмма. А попробуйте разместить в этом пакете хлеб или багетный батон длиной более 30 см. А кур гриль? Рыбу? «Вот как у нас легко обходят закон», — обижаются читатели. Один из них, самый настойчивый, Василий Гогин из Витебска даже в книгу замечаний и предложений сетования записал. Ответ получил такой, будто заданного вопроса не читали. Ему предложили упаковывать товар либо в полиэтиленовый пакет без логотипа, пищевую пленку или сетку из полиэфирных нитей для овощей. И еще приписали: «Коллектив магазина приносит свои извинения за предоставленные неудобства! Всегда рады видеть вас в числе наших покупателей!» Понимаю, что такое у них было клише, но вышла издевка.

Ни дать ни взять — реальный театр абсурда. Человек жалуется, что в бесплатную упаковку ничего толком невозможно поместить, а ему — что ж, извините, заходите еще. Скажу больше, не всем удается вызвать в таких случаях администратора. В выдаче книги замечаний и предложений тоже нередко отказывают под разными предлогами. Мол, она у директора, а директора сейчас нет на месте. Все это решила обсудить с заместителем министра торговли Ириной Наркевич. Что советует: «Если вам товар в магазине понравился, его должны упаковать бесплатно и так, чтобы не потерял свои потребительские свойства. Возник конфликт — зовите третейского судью, администратора, директора. Если не получается — пишите в книгу замечаний и предложений и сообщайте о факте в торговую инспекцию».

Не выходит и это. Тогда вариант для людей с массой свободного времени и железными нервами. Готовимся предъявить иск в суд. Если по причине отсутствия надлежащей упаковки потребитель отказывается от покупки товара, то он вынужден искать другой магазин. Зафиксируйте, сколько на это было потрачено бензина, сохраните талончик на автобус. Если вы перед этим куда–то спешили и опоздали, а еще разволновались, расстроились, поднялось давление, это тоже зачтется в качестве аргумента для компенсации не только материального, но и морального вреда.

А еще в помощь приведу статью 19 закона о защите прав потребителей, которая говорит, что продавец не вправе обусловливать приобретение товара обязательным приобретением иных товаров: «Убытки, причиненные вследствие нарушения его права на свободный выбор товара, возмещаются продавцом в полном объеме». И согласно части второй статьи 25 требования возмещения убытков, причиненных покупателю в связи с расторжением договора розничной купли–продажи, подлежат удовлетворению продавцом незамедлительно или, если это не представляется возможным, в течение 7 дней со дня предъявления соответствующего требования.

Вот так, есть у нас управа на наглецов. А еще хотелось бы порекомендовать законодателям на будущее. Думаю, давно пора вписать в закон о защите прав потребителей еще одну важную вещь: книга замечаний и предложений должна быть на самом видном и доступном месте. В уголке потребителя, например. Тогда многих конфликтов по мелочам можно было бы избежать. Да и найти свидетелей по горячим следам проще, чтобы подтвердить факт неуважения закона.

aelita@sb.by

Советская Белоруссия № 129 (24759). Пятница, 10 июля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter