Вам абрикосы по карману?

Торговля на Комаровском рынке идет как обычно. Шумно и бойко. Улыбчивые продавщицы предлагают испробовать «вкусную черешню», «тающую во рту грушу» или «хрустящий огурчик». Удержаться от сладкого искушения удается немногим. Люди запасаются витаминами, а заодно и расстаются со своими кровными. Цены пестрят разнообразием. И если на рынке они не очень кусаются, то в магазинах и гипермаркетах «показывают зубы». Для сравнения: на Комаровке на прошлой неделе килограмм клубники можно было купить за 10–15 тысяч, а в гипермаркете сладкая ягодка обошлась бы почти в 66 тысяч. Корреспондент «НГ» решила выяснить, откуда у цен на фрукты и овощи «растут ноги».
Сладкие фрукты по горькой цене

– Летом я редко покупаю фрукты и овощи, – признается мне женщина лет пятидесяти. – Выращиваю их у себя на даче. Получается, как молодежь говорит, дешево и сердито. А сегодня на Комаровку выбралась за черешней. У меня дочка беременная, так ей хоть умри, а достань-таки гастрономические изыски (смеется). Естественно, каждый день баловать себя свежими фруктами не получается. Зарплата у меня достаточно высокая, но живу без мужа, у дочки тоже личная жизнь не сложилась... Сами понимаете, все финансовые затраты – на моих плечах. Но я заметила – если приложить немного упорства и терпения, всегда можно найти необходимую тебе вещь или продукт по более низкой цене. И действительно, пройдясь с Ириной Геннадьевной по торговым рядам, мы отыскали черешню по пять тысяч за килограмм. Если учесть, что в тот день черешню продавали и за семь, и за пятнадцать, и даже за двадцать тысяч белорусских рублей, то пакетик ароматной ягоды достался нам почти задаром.

— Откуда такая стоимость? — интересуется моя попутчица.
— Вот так всегда, — обреченно сокрушается в ответ продавец. — Низкая цена вызывает недоверие. А потом еще люди жалуются, что цены высокие... Вы же дешево покупать боитесь! Не переживайте, черешенька хорошая, посмотрите, ягодка к ягодке. Сочная, душистая... Целую машину привезли. Если не продадим — испортится.
Я прощаюсь с Ириной Геннадьевной, которая торопится к дочке, и продолжаю исследование торговых рядов.
Абрикосы, персики, нектарины, груши, бананы, апельсины, яблоки, клубника, виноград... От разнообразия разбегаются глаза. Так, изучим стоимость абрикосов. Десять тысяч.  Восемь. Двенадцать. Пятнадцать. Шестьдесят пять... Сколько?! Протираю глаза, может, что-то перепутала. Нет, все верно. Под надписью “вкусный сочный абрикос” красуется “сочная” цена — 65 000. Останавливаюсь. Надо разобраться.
— Неужели покупают? — кивая на “золотые” фрукты, спрашиваю у продавщицы.
— Если бы не брали, то мы бы не продавали, — недружелюбно, даже зло, но в рифму отвечает женщина.
— А кто устанавливает цены на фрукты?
— Сама. Я хозяйка.
— Вы считаете, что обычные люди могут позволить себе такое купить?
— А кто вам сказал, что это фрукты для обычных людей? Эти персики, абрикосы, между прочим, эксклюзивные. Их самолетом доставляют. А вы видели цены в гипермаркетах? Там килограмм ежевики вам больше ста пятидесяти тысяч обойдется. Скажете, это тоже для обычных людей? Не уверена. Кто-то хочет купить килограмм персиков за шесть тысяч, а кто-то — за сто шесть. У покупателя должно быть право выбора. Больше у меня нет времени с вами разговаривать.
Финансовые премудрости
Интересно, а от чего зависит стоимость заграничных продуктов? Кто ее регулирует? Как наказывают “ценовых” нарушителей?
На цену ягод и фруктов влияет их “происхождение”. Чем дальше страна-изготовитель, тем больше транспортные и таможенные расходы, а соответственно и выше стоимость заграничных яблок и персиков. Как сообщила “НГ” начальник управления организации потребительского рынка продовольственных товаров Министерства торговли Любовь Язепчик, география импорта широка. В Беларусь привозят фрукты и овощи из Аргентины, Грузии, Испании, Италии, Молдовы, Турции, Узбекистана, Украины... За первый квартал этого года было завезено двадцать пять тысяч тонн цитрусовых, более полутора тысяч тонн винограда, около семи тысяч тонн бананов.
— Отпускные цены на белокочанную капусту, столовую морковь, ранний картофель, цитрусовые и бананы формируются импортерами  путем суммирования всех расходов с добавлением оптовой надбавки, уровень которой согласно постановлению Министерства экономики Беларуси № 129 от 18.06.03 года не должен превышать 30 процентов. Предельные торговые надбавки в процентах к отпускным ценам предприятий-импортеров, например, на цитрусовые и бананы применяются не более 15 процентов, — объясняет премудрости науки образования цен заместитель начальника управления ценовой политики комитета экономики Мингорисполкома Николай Крыжевич. — На остальные импортные фрукты и овощи, которые не ограничены вышеназванным постановлением, торговая надбавка с учетом оптового звена применяется не выше 30 процентов. Вот и подсчитайте: к отпускной цене импортера добавляется 30 процентов торговой надбавки...
Теперь понятно, почему бананы такие дешевые, а цены на клубнику и персики сильно бьют по кошельку среднестатического покупателя. Конечно, на рынке стоимость товара диктуют спрос и предложение. Но соблюдать порядок формирования отпускных и розничных цен, которые определены в нормативных документах, обязаны все субъекты хозяйствования. Контрольные службы главного управления потребительского рынка Мингорисполкома совместно с управлением ценовой политики постоянно следят за соблюдением ценовой дисциплины на столичных рынках.  В основном продавцы придерживаются рекомендуемого уровня цен. Но не без исключений. Нарушителей наказывают рублем — налагают штраф до 40 базовых величин.

“Пропиарим” картошку?

Белорусы вынуждены покупать “залетные” фрукты, что ты тут поделаешь — не растут у нас экзотические персики и нектарины. Но и отечественную клубничку с яблочками раскупают только так. А как обстоят дела с овощами? Пройдясь вдоль торговых рядов, отметила: практически везде можно купить белорусские помидоры, чего не скажешь о капусте и морковке. Капусту “made in Belarus” увидела только у нескольких продавцов. Нехватку отечественной капусты и моркови не скрывают и на плодоовощных комбинатах, куда овощи поступают от сельхозпредприятий.
Цены на овощи не так пугают, как на фрукты. Капусту можно купить за 3—4 тысячи белорусских рублей за килограмм, морковь — 2—4 тысячи. Белорусские огурчики удалось найти и вовсе по “копеечной” цене — тысяча за килограмм. Отечественные помидоры “завешивают” уже дороже — 5—5,8 тысячи рублей. Удивительно, что цены на испанские и турецкие томаты, в которые входят и транспортные расходы, почти не отличаются от цен на белорусские помидоры.
— Покупайте! Отличные помидорчики! Вкусные! Сладкие! Мясистые! Пальчики оближешь! — зазывала к прилавку симпатичная девушка. На мой вопрос, какие томаты лучше брать, отечественные или импортные, бойкая продавщица ответила без промедления:
— Берите белорусские. У меня подруга на лотке работает, так она рассказывала, что после обеда у нее отечественных помидоров днем с огнем не сыщешь — все раскупают.
Прохаживаюсь по рядам с зеленью. Лук, петрушка, салат, укроп — запах стоит невероятный. Подхожу к торговым рядам с картошкой. Сразу бросается в глаза различие цен на привозную “бульбочку” и нашу. Не в пользу заграничной. Средняя стоимость за килограмм белорусской молодой картошки — 2—4 тысячи рублей, иностранная “путешественница” потянет дороже. Но опять-таки. Не умеем мы продвигать свой товар на рынок. Тот же картофель продается у нас без всяких “уточнений”. В той же Германии любой продавец скажет, что вот этот сорт для приготовления салатов, тот — для картофеля фри, а эта картошка легко развариваемая, с высоким содержанием крахмала. А ведь все эти сорта есть и у нас. Только кто займется их “пиаром”?..

 

***

Кстати, специалисты уверяют: к середине лета цены на витамины станут покупателю по карману. Но будет ли этот вопрос волновать народ так уж сильно? Ведь ягоды и овощи поспеют к этому времени уже и на своих огородах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter