Что делать с излишками леса-кругляка?

Валютные просеки

Экспорт необработанной древесины из нашей страны был запрещен в 2016 году. Идея логичная: зачем отдавать сырье задешево, если его можно переработать у себя и произвести востребованный товар с высокой добавленной стоимостью? Под эти цели затачивалась модернизация деревообработки. Но результат запрета, увы, ожиданий не оправдал. Заботы о том, куда сбыть свободный лес, добавили ураганы. Вот и получается, что правило так и не заработало. Решение вопроса перенесено и в нынешнем году.

Фото БЕЛТА

Министр лесного хозяйства Михаил Амельянович обрисовал положение дел:

— Мы обратились к Президенту, чтобы он разрешил в 2017 году экспортировать 1,8 млн кубометров круглых лесоматериалов, на которые нет сбыта внутри страны. Потому и проводил в конце января совещание Александр Лукашенко, чтобы убедиться, насколько загружены мощности наших деревоперерабатывающих предприятий и каков остаток экспорта. Он отметил, что дает разрешение в последний раз и что вся древесина впредь должна оставаться внутри страны. К тому же заканчивается модернизация предприятий концерна «Беллесбумпром». Например, завод сульфатной беленой целлюлозы на базе Светлогорского ЦКК, который собираются ввести до конца года, будет потреблять 2,4 млн кубометров древесины в год.

К слову, в прошлом году экспорт кругляка составил 2,8 млн кубов при разрешенной квоте в 3,7 млн. Недопоставки в Минлесхозе связывают с возросшим спросом внутри страны. В итоге наши предприятия забрали себе на 800 тысяч кубометров деловой древесины больше, чем в 2015-м. Всего же за прошлый год лесхозы реализовали на внутренний рынок 9,3 млн кубометров круглых лесоматериалов. Причем если раньше предприятиям концерна «Беллесбумпром» грузили лес под честное слово и долги были впечатляющими, то сегодня они медленно, но верно сходят на нет. По состоянию на начало года просроченная задолженность концерна, включая предприятия, переданные в управление Банку развития, составила 2,7 млн рублей. Порой уже заводы грозят неуспевающим лесхозам поставить их «на счетчик», удивляются специалисты.

Наши предприятия в прошлом году переработали на 800 тысяч кубометров деловой древесины больше, чем в позапрошлом

Между тем иностранные партнеры ждут своих обещанных объемов. За некоторые, к слову, поступила предоплата. Больше других не отработали ее на Витебщине и Могилевщине. Такая информация прозвучала на недавнем заседании итоговой коллегии Минлесхоза, в которой принимал участие заместитель Премьер-министра Михаил Русый.

В президиуме было много высоких гостей. Один из них, председатель Комитета госконтроля Леонид Анфимов, поделился своими наблюдениями:

— У меня возник вопрос: почему не отгрузили в рамках установленной квоты всю древесину, законтрактованную в 2016 году? Говорят, выросли потребности внутреннего рынка. В то же время мы с первым замминистра лесного хозяйства проехали, видели штабеля стрелеванного леса. Его можно было бы использовать в качестве технического сырья, хватает и деловой древесины. Можно было приоткрыть освоение выделенных под рубки главного пользования лесосек, чтобы, не дай бог, не создать дефицит древесины. И хватило бы, наверное, всем. В качестве второй причины указывается то, что железная дорога не смогла справиться. Читаю материалы, которые мне подготовили после совещания: есть письмо от железнодорожников, они гарантируют поставку вагонов для отгрузки в любых объемах. Просто мы не смогли организовать надлежащим образом работу.

Еще один вопрос, поднятый на недавнем совещании у Президента, — вывоз за рубеж древесины по «серым» схемам. Тогда же был озвучен и хитрый механизм. Коммерсанты покупают на внутреннем рынке кубометр крупной хвои за 30 евро, надпиливают бревна с торцов, обрабатывают прямо в лесу, а то и вовсе в вагонах и под видом столбов и кольев перепродают фактически необработанное сырье иностранцам. Благодаря таким манипуляциям в карманах некоторых дельцов осели уже миллионы долларов. Александр Лукашенко подчеркнул: эти деньги должны вернуться в госбюджет.

Леонид Анфимов на заседании коллегии не скрывал эмоций:


— Кто-то очень умный дал совет, как можно обойти требования указа, изменив код товара по внешнеторговой деятельности. Ужесточим контроль за этими моментами. Свои услуги нам предложила Генпрокуратура, не должен стоять в стороне и Минлесхоз. Вы знаете все предприятия, которые занимались вывозкой необработанной древесины. Сведения можно взять в Государственном таможенном комитете и в соответствии с поручением Президента потребовать от них в добровольном порядке уплатить деньги в бюджет. Вы должны вместе с нами заняться этой претензионной работой.

КСТАТИ

Михаил Амельянович напомнил: Правительством уже приняты меры, чтобы пиловочник не уходил за пределы ЕАЭС под видом кольев и столбов. Речь идет о постановлении № 51 от 20 января нынешнего года «О порядке согласования заявлений о выдаче лицензии на экспорт лесоматериалов». Заработало оно с  1 февраля и будет действовать полгода. В частности, в Минлесхозе специально создается рабочая группа для рассмотрения заявлений от экспортеров. Ответственность возложена на отдел реализации лесопродукции управления производства и реализации продукции. Во внимание примут соглашение об условиях поставок лесоматериалов, заключенное с ведомством, соответствие характеристик продукции требованиям, подтверждение заявителем невостребованности на внутреннем рынке, сведения о незаключенных сделках от Белорусской товарной универсальной биржи.

ФАКТ

В 2016 году организации Минлесхоза поставили на экспорт продукции и оказали услуг на 140 млн долларов. Это на 13% больше, чем в 2015 году.

druk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter