Валютные отходы…

Перед энергетиками страны поставлена  задача: к 2012 году увеличить долю местных видов топлива в энергетическом балансе Беларуси до 25 процентов

Перед энергетиками страны поставлена  задача: к 2012 году увеличить долю местных видов топлива в энергетическом балансе Беларуси до 25 процентов. Существенная роль  при этом отводится возобновляемым видам топлива — древесным.

Об этапах перехода на энергоснабжение по-новому рассказывает  генеральный директор Республиканской лесопромышленной ассоциации Сергей Родионов: 

— Известно, что ископаемые энергетические ресурсы небесконечны. Рано или поздно они  иссякнут. А потому надо искать альтернативные виды топлива, бережно относиться к существующим. Западные страны давно  продемонстрировали миру пример рационального использования земных богатств. А что же мы? В Беларуси только недавно всерьез задумались о необходимости более интенсивно использовать лесные ресурсы страны. С этого года страна будет  тратить значительные суммы на закупку газа и нефти. В то время, как валюта, можно сказать,  лежит  у нас под ногами. Кроме того, сжигание нефтегазового топлива приводит к нарушению озонового слоя Земли. Использование древесного топлива гораздо экологичней. К примеру, Швеция и Финляндия давно уже успешно используют лесные ресурсы. В основе этого успеха лежит развитая и отлаженная система лесного хозяйства и переработки древесины. 

— Какой из элементов лесного сектора нам предстоит развивать в ближайшее время? 

— Еще совсем недавно многие деревообрабатывающие предприятия имели большие проблемы по сбыту отходов, которые составляли более 50 процентов от всей перерабатываемой древесины. Они вывозились  на свалки, в карьеры, закапывались или в лучшем случае продавались за гроши. К счастью,  это уже в прошлом. Но сегмент отрасли по переработке и использованию древесных отходов требует активного развития. 

Сегодня из традиционных видов древесного топлива в основном широко используются только дрова и отходы деревообработки.  В очень короткие сроки необходимо  освоить производство нового для нас вида — щепы из отходов лесозаготовок, так называемых порубочных остатков, а также из неликвидной древесины. В ход пойдут молодые тонкомерные деревца, хворост, кустарники. А сколько полезного сырья зарывается в землю при расчистке придорожных полос, линий электропередачи, заросших пахотных земель и т. п. Огромные территории зарастают нежелательной древесно-кустарниковой растительностью, требующей удаления. Это также может служить источником топлива.  

В последнее время в европейских странах, а также в Америке интенсивно развивается сфера производства и использования рафинированного древесного топлива. Древесину измельчают, высушивают до 12 % влажности и спрессовывают на специальном оборудовании в гранулы или брикеты. Такое топливо удобно хранить, оно занимает мало места и абсолютно экологично. Особой популярностью этот вид  пользуется у владельцев частных домов и коттеджей. Нам в будущем также предстоит развить  это направление. 

— В чем же состоит наибольшая сложность? 

— В организации самого процесса. Главный вопрос, кто должен отвечать за поставку древесного топлива на энергетические объекты. Владельцы энергетических объектов должны сформировать условия, которые заинтересуют всех потенциальных поставщиков древесины. Главный принцип при этом — безубыточное производство. Ведь бесплатного топлива в природе не бывает. Даже если заставить лесхозы поставлять древесное топливо себе в убыток, важно помнить, что убыток этот будет оплачен за счет госбюджета. Кроме того, в этом случае топливо в буквальном смысле придется «выбивать». Уже сегодня раздаются многочисленные заявления о том, что в местах расположения новых мини-ТЭЦ недостаточно древесных топливных ресурсов. Хотя еще вчера работники лесхозов повсеместно сетовали на плохой сбыт дровяной древесины. На мой взгляд, создав экономически выгодные условия для поставщиков древесного топлива, энергетики заложат прочный фундамент для его бесперебойной поставки на свои объекты. 

Вторая проблема — инвестиции в специализированное оборудование, необходимое для поставок древесного топлива. 

— Сергей Львович, под поставщиками вы подразумеваете лесхозы? 

— Лесхозы, деревообрабатывающие и лесозаготовительные предприятия всех форм собственности. Ведущую роль я бы отдал в нынешних условиях частным структурам. Поясню почему.  Почти  семь лет я проработал директором лесхоза, а всего в лесной отрасли — тридцать лет. Мне хорошо знаком весь спектр задач, стоящих перед работниками лесного хозяйства. Начиная от охраны лесов, посадки, ухода за ним, лесозаготовок и заканчивая сбором лекарственного сырья и ведением охотничьего хозяйства. Многопрофильность лесхозов может оказать плохую службу  при  поставках древесного топлива. Могут начаться сбои, что в энергетике недопустимо. Ни для кого не секрет, что предпринимательские структуры более гибкие, они способны сочетать точность и оперативность с низкой себестоимостью, способны выбрать наиболее подходящую технологию и грамотно организовать ее реализацию. 

Однако сегодня частный бизнес не торопится вкладывать деньги в эту сферу. Нужны гарантии, так как риск здесь весьма высок. Гарантиями может служить участие самих энергетиков в инвестировании в оборудование. При этом могут быть использованы различные способы кредитования, в том числе лизинг. И желательно, чтобы кредитором выступал сам заказчик топлива, а не банк. В этом случае обе стороны будут одинаково заинтересованы в максимальной эффективности поставок топлива. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter