Валютная лихорадка

О денежной политике

Валютное сумасшествие не должно быть заразным. Эту фразу как бы мимолетом обронил недавно Пол Кругман в своей страничке, которую он уже много лет ведет в газете The New York Times. Казалось бы, просто замечание, причем о чисто американских делах, но на то он и нобелевский лауреат по экономике, чтобы за частностями усмотреть глобальную проблему. Лихорадка, охватившая весь мир в связи с выборами нового главы Международного валютного фонда, еще раз подтверждает, насколько большое значение в современном мире придают денежным потокам. А вернее, персонам, которые будут направлять эти потоки в разные концы света.


На этом фоне неожиданно прозвучала новость о том, что кандидатуру министра финансов Франции Кристины Лагард на пост директора МВФ поддержал премьер–министр России Владимир Путин.


Напомню, ранее сообщалось, что страны СНГ предложат на выборах главы МВФ свою кандидатуру: руководителя Центробанка Казахстана Григория Марченко. Еще одним определившимся претендентом на пост считался глава ЦБ Мексики Агустин Карстенс. Назывались и другие имена, и, собственно, до 10 июня этот список еще не закрыт.


Но слова Путина о том, что кандидатура Лагард «является приемлемой», вероятно, подводят черту под этой рекламной кампанией растущих экономик мира. Как бы ни хотели продемонстрировать они свое возрастающее влияние, но пока у ЕС вместе с США есть возможность выбрать своего кандидата практически без участия развивающихся стран: их доли в МВФ больше, чем даже у самых крупных государств Азии, Африки и Южной Америки.


А в мировой экономике, так же как и в обыденной жизни, опираться можно только на то, что реально лежит у тебя в кармане...


Сама же министр финансов Франции отметила, что хочет отправиться в мировое турне по развивающимся странам, в ходе которого намерена агитировать за свою кандидатуру. Что ж, это элегантное политическое «мерси» в сторону Востока, и прежде всего Китая, который поддерживает кандидатуру Кристины Лагард на пост главы Международного валютного фонда. Во всяком случае, об этом заявило правительство Франции.


Впрочем, кроме дипломатического реверанса, у восточного турне будущего главы МВФ имеются и более глубокие резоны.


Незадолго до своего ареста (кстати, тут поневоле задумаешься о конспирологических теориях) глава МВФ Доминик Стросс–Кан обрушился с сокрушительной критикой на основополагающие принципы западной экономики.


Выступая в Вашингтоне на открытии очередной сессии руководящих органов МВФ и Всемирного банка, Стросс–Кан напомнил: до кризиса все были уверены, что знают, как надо управлять экономическими системами. Существовал «вашингтонский консенсус», который формулировал вполне конкретные правила валютной и налоговой политики.


Однако стремление каждой страны достичь низкого бюджетного дефицита, бурного экономического роста, свободного неподконтрольного финансового рынка, либеральных налогов привело к тому, что мировой экономический кризис стал неизбежен.


Подтверждение тому — нынешние события в Испании, стране, которая последние три года живет в условиях экономического кризиса. Все это время испанцы терпели, затянув потуже пояса. Однако теперь их терпение лопнуло: как сообщает «Евроньюс», практически каждый второй молодой испанец не имеет работы, заморожены стипендии и пенсии, сокращается производство.


«Движение возмущенных» уже полмесяца продолжает массовые акции протеста на мадридской центральной площади и не собирается расплачиваться за ошибки правительства и банкиров.


Как ни странно, но в этом их поддержал и МВФ. Во всяком случае, его уже бывший глава Доминик Стросс–Кан призвал создать такую глобальную экономику, в которой станет меньше рисков и неопределенности, финансовый сектор будет регулироваться государством, а доходы и блага будут распределяться по справедливости.


Такова была лебединая песнь Стросс–Кана.


Впрочем, возможно, не такая уж и лебединая. Отправляясь в восточное турне, его соотечественница также вряд ли избежит разговоров о глобальной справедливости.


Ну а что касается международной валюты...


«В любом случае деньги и денежная политика — это, по сути, технические, хотя и важные вопросы. Нельзя говорить, что на кону судьба западного общества. Или утверждать, что допущение постепенного и умеренного снижения покупательной способности средства расчетов — это глубоко нравственная проблема», — написал нобелевский лауреат Пол Кругман. И, понимая, что от него ждут чудодейственных рецептов, добавил: «Всем надо успокоиться».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter