По стандартам МВФ на начало февраля золотовалютные резервы (ЗВР) республики составили $ 2929,3 млн., сократившись за январь на $131,8 млн. (на 4,3 %). Сегодня Нацбанк не перестает сетовать, что они могли бы быть и больше — Беларусь попросту не успела нарастить «жирок» до необходимого уровня: начались проблемы на внешних рынках. По планам в 2010 году резервы должны были достигнуть отметки в $10 млрд. С другой стороны, радует: хоть какая-то «подушка безопасности» у страны все же имеется. Значит, имеется возможность смягчать удары, наносимые соседними экономиками.
Кстати, в финансовый кризис 1998 го-да Беларусь входила с почти «пустыми карманами». Как вспоминает начальник управления информации — пресс-секретарь Нацбанка Анатолий Дроздов, было время, когда к формированию стабилизационного ресурса в стране относились с определенной долей недоумения. Некоторые члены правительства тогда считали: деньги должны работать, а не собираться в кубышку. Дискуссию прекратили непростые газовые переговоры с Россией в 2006 году — тогда население, объятое паникой, бросилось в обменные пункты скупать валюту и только за первые три недели января вынесло из банков около $ 400 млн. Если бы не «подушка безопасности» объемом в $ 2 млрд., национальная экономика могла бы пошатнуться.
К сожалению, сейчас белорусские ЗВР тают. За 2008 год «подкожный жирок» Беларуси уменьшился на $1121,1 млн., или на 26,8 %. На 1 января 2009 года запасы составили $ 3061,1 млн. при прогнозе роста на $ 280 млн. А вот восстановление ЗВР в феврале 2009 года, на которое рассчитывал Нацбанк, сбывается — в страну поступил очередной платеж от Газпрома в размере $ 625 млн. за 12,5 % акций ОАО «Белтрансгаз». Однако, по словам Анатолия Дроздова, серьезных валютных поступлений в ближайшем будущем не предвидится: межбанковский рынок находится в глубокой «заморозке», рассчитывать приходится только на иностранные инвестиции. «В январе на поддержку курса белорусского рубля мы потратили около $ 900 млн., так что даже кредит от МВФ фактически не компенсировал наших потерь», — сетует Анатолий Дроздов.
Замдиректора Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси Георгий Гриц не совсем согласен с этой позицией: «Кредитом МВФ вообще нельзя торговаться — это неприкосновенный запас, из которого нельзя тратить ни одного доллара. Такие ресурсы обычно кладутся на счет, желательно в зарубежном банке, для того чтобы «связать» рублевую массу. Именно кредитом, как правило, формируется гарантия стабильности национальной валюты». Специалист указывает: наличие крупных страновых кредитов традиционно облегчается заимствованиями из других источников, но сейчас от этого Беларуси ни жарко ни холодно — по итогам января-февраля 2009-го в страну не поступило ни доллара заемных средств. «Сейчас на межбанковском валютном рынке не до заимствований — ни у кого нет на это денег, за исключением разве что США — обладателей печатного станка», — иронизирует Георгий Гриц.
По мнению Анатолия Дроздова, оживление на межбанковском валютном рынке может произойти ближе к апрелю, когда придет второй транш кредита МВФ. В том, что эти поступления будут, — сомневаться не приходится. Если для соседней Украины влиятельные финансисты вторую часть денег придержали, мотивировав это необходимостью сокращать дефицит госбюджета, ужесточать монетарную политику и контролировать банковский сектор, то Беларусь все условия МВФ соблюдает достаточно строго. Сами специалисты МВФ прогнозируют увеличение ЗВР Беларуси на конец 2009 года до $ 5,2 млрд., к концу 2010 года — до $ 8,085 млрд.
Единственный пункт, который сегодня вызывает у экспертов МВФ некоторое недоумение, — механизмы целевого кредитования. По мнению финансистов, их необходимо серьезно пересмотреть: в 2008 году 8 ведущих банков Беларуси были вовлечены в реализацию 30 госпрограмм, при этом большая часть финансирования была распределена между двумя госбанками и направлена преимущественно в сектор сельского хозяйства, зачастую по льготным либо субсидиционным процентным ставкам. Нельзя исключать, что финансовое состояние белорусского корпоративного сектора, которое пока остается удовлетворительным, может серьезно ухудшиться в ближайшие месяцы. Это будет вызвано снижением спроса на белорусский экспорт на рынках России и в других странах, которые являются главными торговыми партнерами Беларуси.
Как утверждает Анатолий Дроздов, в Беларуси в обозримом будущем может появиться принципиально новая структура — Агентство поддержки реального сектора экономики. Фактически ее аналогом можно назвать европейские инвестиционные банки — финансовые учреждения, специализирующиеся на среднесрочных и долгосрочных инвестициях в мелкие и средние компании. По ожиданиям Нацбанка появление нового института позволит разгрузить банковский сектор.