Дети войны: Валентине Витковской было девять лет, когда началась ВОВ

Валя, Валентина. Дети войны

Огненные сороковые... Они уходят все дальше и дальше. Сороковые — роковые… Время никогда не сотрет из памяти народной события тех суровых и героических лет. В каждой белорусской семье есть своя свято хранимая история

Валентина Витковская родилась на живописной Логойщине в деревушке с неказистым названием Жабичи в 1932 году. В том же году известный поэт Эдуард Багрицкий написал свое стихотворение «Смерть пионерки». Его учили наизусть почти три поколения советских школьников. Строки «Валя, Валентина, что с тобой теперь? Белая палата, крашеная дверь. Тоньше паутины из-под кожи щек тлеет скарлатины смертный огонек…» стали бессмертными. Вряд ли родители девочки читали Багрицкого, но имя Валентина точно было выбрано не случайно, ведь в начале 1930‑х оно заняло в СССР первое место по популярности среди женских имен и далее свое лидерство удерживало по 1944 год.

Валентина Витковская.

В зловещую воронку войны Валя нырнула девятилетней девчушкой.  
С ужасом и страхом смотрела она на наглых гогочущих фашистов, которые появились в ее родных Жабичах. 
Даже спустя 82 года отчетливо вспоминает тот вдруг ставший душным июнь 1941‑го.

— Наша деревня была тихой, затерянной среди лесов. И тут появились громогласные солдаты, которые по-пански заходили в дома, требовали еду, убивали кур, свиней, овец, уводили коров… А у нас в семье, кроме меня, мамы и дяди Антося (отчима Валентины), еще три мои сестры — Регина, Янина и Зина. Одна другой меньше. Сестрички жались ко мне, а я сама еще ребенок, от ужаса дрожу. С первых дней войны фашисты стали бомбить деревню. Одна за другой заполыхали хаты. Наш дом Господь сохранил, но вот не повезло родителям моего будущего мужа Петра и его сестре — их хаты сгорели как свечки еще летом 1941‑го, — рассказывает Валентина Иосифовна.

Валентина Витковская.

Опаснее, чем на фронте

Катастрофическое начало войны не сломило волю советских людей. Очень быстро из красноармейцев, попавших в окружение, и местных жителей стало организовываться партизанское движение. Уже во второй половине 1941 года в Беларуси действовало около 60 самостоятельно образовавшихся отрядов и групп народных мстителей. С каждым днем партизанское движение становилось все более масштабным. Логойщина, богатая на непроходимые леса, для партизан была, что называется, домом родным, но вот для фашистов — кошмаром. В то время газета «Правда» писала, что у убитого гитлеровского солдата Норберта Моровица было найдено не отправленное домой письмо. В нем он сообщал: 

«Нас окружают партизаны, и не проходит ни одного дня без жертв. Днем еще терпимо, а ночью мучительно. Русские навязали нам вторую войну — в тылу. Здесь, пожалуй, даже опаснее, чем на фронте, так как не знаешь, когда и с какой стороны на тебя нападут. От этого можно сойти с ума…» 

В неделю немецкие оккупационные части только убитыми теряли свыше роты (стрелковая рота вермахта в 1941 году состояла из 191 человека. — Прим. авт.). Такого не было ни во Франции, ни в Польше. Скоро с белорусскими партизанами уже официально воевали целые соединения немецких войск.

Дядя Антось

Так сложилась судьба моей собеседницы, что репрессированного в 1938 году отца заменил его родной брат Антон:

— Дядя стал мне отцом. Это был замечательный, скромный человек. Нас, своих племянниц, он растил как родных дочерей. Когда в окрестностях появились партизанские отряды, дядя Антось ушел в лес.

В прошлом году на сайте partizany.by дети Валентины Иосифовны нашли информацию об Антоне Витковском. Вот что писал о нем комиссар партизанской бригады имени Фрунзе Германов: «Участвовал в разгроме гарнизонов Илья и Хотенчицы, был в боях под Сутоками».

К слову, плечом к плечу рядом с дядей Антосем в рядах лесных мстителей сражался и будущий (первый. — Прим. авт.) муж Валентины — односельчанин Петр Шайбак. Последний ушел в партизаны, когда ему не было и 17 лет. На сайте partizany.by есть страница, посвященная ему.

Петр Шайбак

В наградном листе к медали «Партизану Отечественной войны» II степени есть такие слова: «Участвовал в диверсионной группе под Сморгонью, которая пустила под откос три вражеских эшелона. Участвовал в разгроме гарнизонов Хотенчицы (23 июня 1943 г. — Прим. авт.) и Илья (3 октября 1943 г. — Прим. авт.). Участвовал в боях под Сервичами». В активе у Петра медали «Партизану Отечественной войны» двух степеней.

Иногда под покровом ночи Антон и Петр приходили в хату к матери Валентины, чтобы переодеться, высушить одежду, поесть. Глядя на высоченного и статного красавца Петра, 11‑летняя Валя не предполагала, что спустя семь лет он станет ее мужем и у них родится сын Вячеслав.

На Берлин — и домой!

30 июня 1944 года бригада имени Фрунзе соединилась с Красной армией. Одна часть партизан осталась служить в Белоруссии, а другая была мобилизована и пошла очищать от коричневой чумы Европу. Среди них были уроженцы Жабичей партизаны Антон Витковский и Петр Шайбак — будущие тесть и зять. Их фронтовые дороги шли параллельно и сомкнулись в конце апреля 1945‑го у логова нацизма — Берлина. Антон попал в танковый полк, стал заряжающим. Валентина Иосифовна вспоминает:

— Дядя Антось мне рассказывал, что был у Рейхстага. Но до этого получил серьезное ранение. Ему разорвало живот от взрыва мины. Из госпиталя прислал домой письмо, и мы плясали от счастья. На всю жизнь остался у него огромный шрам на животе и следы на лице от осколков мины.

20‑летнему Петру Шайбаку даже в Германии все не верилось, что закончилась война и можно ехать домой. Его сын Олег Шайбак сегодня вспоминает:

— Отец о войне предпочитал молчать, но однажды в День Победы после пары рюмок рассказал, что его вместе с боевыми товарищами едва не отправили на войну с Японией: подразделение уже погрузили в эшелоны, но вдруг всех снова вернули в расположение. Потом сообщили, что не доехали до Японии из-за американцев, сбросивших ядерную бомбу на Хиросиму и Нагасаки. После возвращения на родную Логойщину Петр освоил самую мирную профессию — тракториста-хлебопашца. На 18‑летней Валентине Витковской 25‑летний партизан и фронтовик Петр Шайбак женился в 1950 году, у них родился сын.



Личный листок Антона Витковского

Чтобы понять, какое было суровое время, приведем воспоминания о том, как рожала Валентина в Жабичах:

— 14 января 1952 года дядька Антось и муж Петр уехали в Козыри на неделю на лесозаготовки. И почти сразу после их отъезда этой же ночью у меня отошли воды. Акушерка из соседней деревни отказалась ехать, а пока к ней ездили, я родила сама. Только утром сосед привез на телеге из Малых Бесяд фельдшера. А до той поры меня никто не трогал, родившийся ребенок рядом со мной спал, и мы были связаны пуповиной. Мама все боялась за малыша, чтобы я его случайно не придавила ногой.  
Акушерку привезли в 6 утра. Даже она, видавшая много на своем веку, была в шоке. Быстро нагрели воду в печке, и акушерка освободила меня от последа (плаценты) и перерезала пуповину. 
Слава богу, все хорошо обошлось! Славик родился крепким и здоровым. Вырос, окончил школу, вуз, стал инженером.

Увы, рождение первенца не смогло сохранить семью. Еще через год Валентина и Петр разошлись. Она, обладая удивительным очарованием, недолго оставалась одна: бравый фронтовик моряк-краснофлотец Василий Карелов, возивший лес на грузовике «Студебеккер» из Жабичей в Логойск, по-гусарски пленил девушку и скоро увез в Минск, где у них родились два сына — Виктор и Валерий. Валентина Иосифовна вспоминает о муже:

Василий Карелов
— Ох и бравый же хлопец был! Как гармонь свою развернет, так девки слюни пускали. А рассказчик такой, что не оторваться было. К тому же хваткий, даже если бы хотела, то не отцепила бы от себя. Да и от судьбы не уйдешь. Я все расспрашивала его, за что получил медаль «За боевые заслуги»… А он смеялся лишь в ответ и отшучивался, что, мол, за красивые глаза. А ведь такие медали просто так не дают. К тому же у него еще была и медаль «За оборону Ленинграда».

На свою судьбу женщина не сетует, но, вздыхая, говорит:

— Очень трудно было. Не дай бог такое перенести. Одно скажу: личные удобства и комфорт — это все пустое. 
Неважно, что ты сегодня ешь, что надеваешь и как спишь… Только бы не было войны. Великое дело, что в нашей стране мирное небо над головой. Все остальное мы переживем, что уже не раз наш народ подтверждал. 
usachev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter