Валерия Клицунова: «О том, что удалось сделать за 10 лет, мы даже не могли и мечтать»

Для туристической отрасли Беларуси нынешний ноябрь стал знаменательным. Ровно десять лет назад в этом месяце было создано общественное объединение «Отдых в деревне», давшее старт развитию организованного агроэкотуризма в нашей стране. Что удалось сделать за этот период?

Для туристической отрасли Беларуси нынешний ноябрь стал знаменательным. Ровно десять лет назад в этом месяце было создано общественное объединение «Отдых в деревне», давшее старт развитию организованного агроэкотуризма в нашей стране. Что удалось сделать за этот период? Насколько сельский туризм стал привлекательным для наших соотечественников и зарубежных гостей? Какие проблемы остаются до сих пор нерешенными? Об этом рассуждают профессионалы.


«Наш путь не был усыпан розами»

– Это на сегодня в республике зарегистрировано порядка двух тысяч агроусадеб, а когда все только зарождалось, не было ни законодательной базы, ничего вообще, – вспоминает председатель правления ОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова. – Начинали с того, что опубликовали в газете небольшую заметку с призывом: если кто-то в деревне считает, что там можно не только сельским хозяйством зарабатывать деньги, а, к примеру, и туризмом, звоните. Большой надежды не было, тем не менее телефон звонил практически не переставая. Люди начинали разговор с фразы: «Мы и сами давно об этом думаем». Появилась команда единомышленников, и дело начало продвигаться. Но наш путь не был усыпан розами. Однако идеи реализовывались моментально. Думаю, потому, что творческий потенциал наших людей невероятно высок. Они понимали, что агротуризм – это не только развитие деревни, но и наши корни, культура. Это красивая национальная идея, объединившая многих.


Агроэкотуризм – направление в белорусской туристской отрасли довольно молодое. Во многих европейских странах (в том числе и у наших ближайших соседей) оно уже развивается порядка 30–40 лет. Но прошедшие 10 лет показали, что и у нас это направление стало наиболее динамично развивающимся.


Белорусские агроусадьбы пользуются высоким спросом как у наших соотечественников, так и у иностранных гостей, – рассказал директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма РБ Вадим Кармазин. – Если в прошлом году было порядка 145 тысяч посещений, то в этом уже на 25 процентов больше. Их посетили туристы из 64 стран мира. Конечно, основной потребитель услуг – белорусы (порядка 86 процентов всех отдыхающих). Прибавилось и желающих этим делом заниматься.  Например, в этом году зарегистрировано более 350 субъектов хозяйствования, работающих в области агротуризма. Причем есть заинтересованность в развитии не только частных усадеб на базе собственных жилых помещений, но и на базе сельхозорганизаций. Свои гостевые дома построили 82 крупных сельхозпроизводителя.


Проблема с кредитами не решена

Порядка 86 процентов всех отдыхающих в агроусадьбах – белорусы

Как плюсы, так и минусы есть в развитии агротуризма в Беларуси. Плюс в том, что государство уделяет внимание развитию нормативно-правовой базы, касающейся этого направления. Указ Главы государства о господдержке агротуризма, принятый в 2006 году, получил свое продолжение – льготные условия по развитию агроэкотуризма продлены еще на 10 лет, то есть до 2021 года. Однако есть и не менее серьезные минусы – слабая финансовая поддержка белорусского агротуризма.


– Программа кредитования субъектов агроэкотуризма, предложенная Белагропромбанком в 2007 году, потеряла свою популярность из-за ужесточения требований, – сказал Вадим Кармазин. – Если раньше для получения кредита можно было показывать доходы будущих периодов, что упрощало жизнь заявителю, то с 2009 года он должен показывать фактические доходы. В результате из общего количества агроусадеб только около 30 процентов получили кредиты. В 2008-м по этой программе было выдано 193
кредита, в 2011-м – всего 32, а за 11 месяцев нынешнего года – только 18 кредитов. И в этом нет ничего удивительного. Ведь для того чтобы получить кредит, к примеру, в 200 миллионов рублей, субъекту хозяйствования нужно иметь зарплату более 10 миллионов рублей. Это в сельской то местности!


Валерия Клицунова считает, что «программа кредитования, направленная на людей, которые хотят начать свой бизнес в агротуризме, прекрасно работала». Но после того как госконтролем была проведена проверка деятельности Белагропромбанка (а это, кстати, был единственный банк, который выдавал кредиты на развитие агроэкотуризма), кредиты стало взять гораздо сложнее.


– Банк не сумел убедить проверяющих, что это специальная программа и к ней нельзя подходить с общими мерками, – говорит Валерия Клицунова. – Поэтому появилось много новых требований для выдачи кредитов. Тем не менее мы очень надеемся, что эта программа все же возродится.


Предпосылки к тому, что программа кредитования все же возродится, есть. Министерство спорта и туризма готовит в Совет Министров обращение об упрощении порядка выдачи кредитов и увеличении их объемов для развития агроэкотуризма в Беларуси.

Необходимо работать над региональными брендами


Вопреки перипетиям с кредитованием, сельский туризм в Беларуси активно развивается. И планы на перспективу грандиозные.


– Если в самом начале вместе с хозяевами усадеб мы думали лишь о том, чтобы обеспечить качественный ночлег и питание для туристов, то теперь уже речь идет о создании комплексного регионального туристического продукта и о большом количестве дополнительных услуг, – сказала Валерия Клицунова. – Ведь в белорусской деревне зарабатывать деньги трудно. Это не Италия. У нас и климат нестабильный, и нет такого количества памятников архитектуры, ресторанов. Чтобы задержать туриста больше, чем на два дня, ему необходимо предложить интересную программу. Именно это и подтолкнуло нас к созданию «зеленых маршрутов», туристических кластеров (объединений), налаживанию отношений с местными музеями, отделами культуры, природоохранными учреждениями, туроператорами и т. д. И уже необходимо работать над региональными брендами. А нереализованных идей много. Например, в Дрибинском районе сохранились старинные традиции изготовления валенок (это может быть «Страна шаповалов»), Лепельский район – это «Краiна цмока» (цмок, по Короткевичу, жил в Лепельском озере). И таких интересных идей масса.


Руководитель правления ОО «Отдых в деревне» рассказала, что в 2013 году будут более активно развиваться «зеленые маршруты», пройдут всевозможные фестивали, в Беларуси может появиться и первый агротуристический курорт.


– Выбор для его размещения падет на Воложинский либо на Россонский районы, хотя есть еще районы с огромным потенциалом, такие как Дрибинский, Копыльский, Ивановский, Щучинский, – сказала Валерия Клицунова. В следующем году планируется ввести категоризацию и своего рода сертификацию агроусадеб, чтобы пресечь деятельность недобросовестных субъектов хозяйствования (хотя их единицы), которые под видом агроусадеб оказывают услуги размещения либо придорожного сервиса. Необходимые стандарты уже разработаны и проходят согласование.


Мнения


Андрей Нижник (агроусадьба «Заречаны», Пуховичский район):


– Конечно, не все могут обходиться собственными средствами для развития агроусадеб. Денег просто не хватит. И тут кредит на выгодных условиях очень бы выручил. Знаю хозяев усадеб, которые в течение шести лет добиваются кредита. Потратили на бумажную волокиту немало денег, но так и не смогли его получить.

Анатолий Ганец (усадьба-хутор «Ганка», Воложинский район):


– Люди, занимающиеся сельским туризмом, не просто зарабатывают деньги, они еще и возрождают саму деревню, поднимают село. Знаю по себе – делать это только своими силами очень сложно. Этим надо болеть, иначе не получится.

 

Людмила ШЕСТОКОВИЧ, «ЗН», фото БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter