Валерий Толкачев: «Хотим дать нашим студентам больше самостоятельности»

Недавно делегация Международного института трудовых и социальных отношений приняла участие в международной конференции, проходившей на базе Упсальского университета в Швеции.

Недавно делегация Международного института трудовых и социальных отношений приняла участие в международной конференции, проходившей на базе Упсальского университета в Швеции. О том, какие темы обсуждались на крупном международном форуме, а также о перспективах сотрудничества между «кузницей профсоюзных кадров» и европейскими вузами «Знаменке» рассказал ректор МИТСО Валерий Толкачев. фотоВалерий Толкачев.

- Упсальский университет – это центральное звено в реализации программы «Балтийское университетское партнерство», призванной объединить вузы балтийского региона над разработкой ряда интересных проектов. В конференции приняли участие представители более 70 вузов из Швеции, Германии, Польши, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, России, Украины, Беларуси. Участники обсуждали основные направления развития образования. Особенно в сферах, связанных с проблемами экологии, изменения климата, агрессивных устремлений. И, конечно же, вопросы экономического развития, в частности логистики. Зарубежные эксперты считают, что именно логистика позволит минимизировать последствия мирового экономического кризиса. Кроме того, нам представилась возможность не только увидеть наработки, которые есть в европейском образовании, но и заключить предварительные договоренности о сотрудничестве с рядом крупнейших вузов.

- Главный документ, подтверждающий, что образовательный процесс организован на должном уровне, – это международный сертификат менеджмента качества. И сегодня многие вузы, в том числе и в Беларуси, стремятся им обзавестись. Какие шаги в вашем вузе предпринимаются в этом направлении?

- Мы создали рабочую группу, разработали план действий. Надеюсь, что к маю следующего года МИТСО также станет обладателем международного сертификата менеджмента качества. Что нам даст получение сертификата? Кроме подтверждения качества образования нашего вуза, мы сможем расширить рамки международного сотрудничества. К примеру, наши студенты получат возможность один-два семестра обучаться в европейских вузах. Подобный проект мы планируем разработать с Миланским техническим университетом.

- Что еще из европейского опыта будете применять в своей альма-матер?

- Не могу сказать, что это исключительно европейский опыт. В нескольких вузах Беларуси в качестве эксперимента проходит апробацию такая форма предоставления студенту знаний как дистанционное обучение. В Европе это уже давно развито. У нас же пока некоторые наработки есть в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники. В нашем вузе мы также приблизились к тому, чтобы использовать электронную систему для организации учебного процесса. Сейчас ведем переговоры о приобретении специальной программы, закупке необходимых технических средств. Недавно мы организовали он-лайн семинар с представителями международного консорциума «Электронный университет», который расположен в Москве. Планируем организовать семинар «на расстоянии» для слушателей нашего центра по переподготовке профсоюзных кадров и актива. Лектор будет находиться в МИТСО, а слушатели - в Ратомке, в учебном центре. Час на лекцию, полчаса – ответы на вопросы. А со следующего учебного года собираемся набрать группу, которая полностью будет обучаться дистанционно.

- Дистанционное обучение подразумевает, что студент будет штудировать учебники самостоятельно, а потом просто приходить на экзамен…

- Возвращаясь к нашей поездке в Швецию, замечу: мы с интересом узнали, что в Упсальском университете студенты занимаются только два раза в неделю. 60-70 процентов занятий – самостоятельная работа под контролем преподавателя. Студент не сидит на лекциях и не выслушивает дословно все то, что есть в учебниках. На практических же занятиях будущий специалист участвует в научных проектах, знакомится с производством. В таком случае выпускнику два года на адаптацию к тем условиям, в которых он будет работать, не понадобятся. Мы хотим подготовить все документы, разработать методические пособия, чтобы со следующего года 50-60 процентов занятий перевести на самостоятельную форму обучения. Начнем со старших курсов. Еще мне хотелось бы обратить внимание на такой момент: в Швеции все экзамены письменные. Думаю, что со следующего семестра мы также проведем ряд экзаменов в письменной форме. Поскольку это будет своего рода экспериментом, то поднимать высоко планку требований пока не собираемся, но посмотрим, как справятся наши студенты. В билете будет 2-3 вопроса, на подготовку которых будет отведено примерно 1 час 20 минут.

- Чтобы сформировать новую систему качественного образования, необходимы не только компьютеры и Интернет. Нужны преподаватели, владеющие новыми технологиями и иностранными языками. Как вы готовите свои преподавательские кадры?

- Чтобы решать новые задачи, должен быть сформирован новый тип преподавателя. Постепенно мы к этому идем. К примеру, с этого учебного года у нас создана специальная школа-семинар для преподавателей, работают трехуровневые курсы иностранных языков. На днях провели он-лайн тренинг для профессорско-преподавательского состава «Эффективное применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе», во время которой только два часа было отведено теории. Остальное время преподаватели на практике осваивали ноу-хау в IT-области. Кстати, оценить работу преподавателей нам помогает анкетирование, проводимое среди студентов.

- В каких международных проектах участвуют преподаватели и студенты МИТСО?

- У нас заключено около 20 договоров с вузами Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Харькова, Познани, Пекина, Улан-Удэ, Баку. Хотя договор для нас – не самоцель. Важен обмен студентами. К примеру, наши студенты в ноябре пройдут очередную международную практику в Европе. Они ознакомятся с работой бундестага, основных правовых институтов – на семинарах «Европейский союз на современном этапе развития» в Европейском Доме в Берлине и «Роль международного права в урегулировании межгосударственных отношений» в Международном суде в Гааге, побывают в других европейских городах. В апреле следующего года команда института будет представлять нашу страну на престижном международном конкурсе им. Бена Телдерса, который пройдет также в Гааге. Это далеко не полный перечень всех международных проектов, в которых участвует наш институт.

- Вы упомянули о том, что решить многие экономические проблемы нам поможет развитие такой науки как логистика. Вы как председатель Белорусской ассоциации логистики наверняка знаете, как приживается эта форма экономических отношений у нас в Беларуси.

- В этом году в республике принята программа развития логистики до 2015 года, ведется разработка проектно-сметной документации по строительству двух логистических центров. Что касается подготовки специалистов, то за четыре года мы прошли путь от 9-месячных курсов, где занимались 40 студентов, которым выдавался сертификат итальянской ассоциации логистики, к набору студентов на специальность «Логистика» в МИТСО. В этом году мы набрали две группы по 30 человек на дневную и заочную форму обучения. И через четыре года мы получим квалифицированных логистов-экономистов. Однако первые дипломированные специалисты появятся у нас уже в следующем году - мы набрали группу слушателей с высшим образованием, которые будут заниматься 1 год 8 месяцев.

Наталья УРЯДОВА, фото Антона ТУМАРА, «ЗН»
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter