Интервью с альпинистом Валерием Розовым

Валерий РОЗОВ: Хорошо, что на Эвересте нет черных кошек

10 декабря всемирно известный альпинист и бейсджампер приехал в Минск, чтобы встретиться со студентами БГУ, рассказать о своих воздушных приключениях. Но первым об этом разузнал корреспондент «Знаменки».
О нем говорят так: если бы на Земле появился человек с крыльями, то это был бы Валерий Розов. Хотя, по сути, ему крылья не нужны – он может летать без них. Валерий единственный в мире решился прыгнуть в кратер действующего вулкана и сигануть в пропасть с северной стены Эвереста. 10 декабря всемирно известный альпинист и бейсджампер приехал в Минск, чтобы встретиться со студентами БГУ, рассказать о своих воздушных приключениях. Но первым об этом разузнал корреспондент «Знаменки».

Валерий РозовВалерий Розов

Родился: 26 декабря 1964 года в Нижнем Новгороде

Семья: жена – Наталья, домохозяйка, сыновья – Андрей (25 лет), Александр (18 лет), Алексей (5 лет)

Образование: окончил Московский институт электронной техники по специальности «инженер-программист»

Достижения: профессиональный альпинист, заслуженный мастер спорта по парашютному спорту, скайсерфер и бейсджампер, дважды чемпион мира по парашютному спорту (1999, 2003), победитель чемпионата Европы и Кубка мира (2002), чемпион X-games по cкайсерфингу (1998), чемпион России по альпинизму (2002 и 2004). С 1993 года совершил около 10 000 парашютных и более 1500 бейс-прыжков.

В Минске Валерий Розов первым делом отправился в «Знаменку»
В Минске Валерий Розов первым делом отправился в «Знаменку»

– В детстве мне не только нравилось учиться – был немного ботаником, окончил школу с золотой медалью. Очень любил заниматься спортом: двоюродный брат тренировал прыжкам с трамплина, я посещал секции по дзюдо и карате. И сколько себя помню, был болен альпинизмом, путешествиями и приключениями. Перечитал все книги на эти темы. Не знаю, «откуда у парня испанская грусть», как поется в песне.

После девятого класса старший брат взял с собой в горный поход на Западный Кавказ. Именно этот поход самый значимый, он полностью изменил мою жизнь. Когда поступил в институт, сразу записался в альпинистскую секцию. Там стал ходить в горы не как турист, а как альпинист.

Родители поддерживали нас во всем, хоть сами далеки от экстремальных видов спорта. Тогда и слова такого-то не было. Наверное, не до конца отдавали отчет, чем занимаются сыновья. Главное – по улице без дела не слоняются.

А вот парашют надел впервые в 1993 году. Увлекся так, что забросил учебу – практически жил на аэродроме, много тренировался, а потом начались соревнования. Года два свыкался с мыслью, что больше не отличник. После окончания института пошел в армию в спортивную роту, чтобы целенаправленно заниматься любимым делом и получать за это зарплату. По специальности не работал ни дня.  Не хотел выкраивать для любимого дела свободное время только в отпуске, работая инженером.

Валерий Розов
– Давно доказал себе и другим, чего стою. Сейчас нет желания убеждать, что я лучший

– Валерий, вы прыгнули с парашютом более 10 тысяч раз. Сейчас ощущения сильно отличаются от тех, что были в 1993-м?

– Конечно, тогда я волновался. Но сомнений, что из-за страха не прыгну, никогда не было. К прыжкам на аэродроме привыкаешь достаточно быстро, вокруг всегда одно и то же. Любой перестанет бояться к 50 прыжку.

– А как увлеклись бейсджампингом?

– Случайно попала в руки западная видеокассета. Когда просмотрел запись – произошел взрыв мозга. Оказалось, совместить два моих любимых дела реально. Ведь долгое время чувствовал себя предателем, променяв горы на парашюты. Поэтому, как только закончил выступать на соревнованиях, объединил две страсти: парашютный спорт и альпинизм. Бейсджампинг – это прыжки с фиксированных объектов.

Валерий Розов

– В прошлом году во время экспедиции в Гималаях вам покорился Эверест. Этот бейс-прыжок с высоты 7220 метров – самый высокий в мире.

– Готовились к нему два года. В моей команде профессиональные альпинисты, врачи, фото- и видео-операторы.

Перед прыжком местный монах провел специальную церемонию под названием «Пуджа». Это традиция, появившаяся еще с первых гималайских экспедиций, которые совершались в начале XX века. Монах составил местный алтарь: расставил какие-то иконки, фигурки, зажег благовония. Спортсмены приносили к алтарю еду и альпинистское снаряжение. В него, чтобы не подвело, бросали по три раза мукой, когда монах читал мантры. Длился ритуал несколько часов.

Прыгал я в специальном «костюме-крыле» (вингсьюте. – Прим. «ЗН»). Он не зря так называется: у него есть верхняя и нижняя оболочки, воздухозаборники. Напоминает параплан, только не хватает строп. Костюм наполняется воздухом, становится как надутый матрас и держит человека.

В день прыжка немного погода подкачала – сильный встречный ветер и температура минус 18. Летел со скоростью 200 километров в час. Через минуту раскрыл парашют (он у бейсджамперов всего один). Приземлился на леднике Ронгбук.

Валерий Розов

– С чем можно сравнить полет с такой бешеной скоростью?

– Чувствовал себя маленьким самолетиком. Только у меня не было двигателя, не мог набрать высоту – каждую секунду падал.

– В такие моменты вы в состоянии думать хоть о чем-нибудь?

– Во время сложного в техническом плане прыжка полностью сконцентрирован. Мысли только о маршруте – когда повернуть направо, а когда налево. Если просто лечу в открытом пространстве, без серьезных задач, могу любоваться пейзажем или вспоминать, выключил ли дома утюг, например.

Валерий Розов
– Когда лечу в пропасть, чувствую себя маленьким самолетиком

– Без суеверий в вашем деле, наверное, никак.

– Да. Меня напрягают черные кошки, я обязательно посмотрюсь в зеркало, если возвращаюсь. Все спорт-смены немного суеверные, у каждого определенные ритуалы подготовки к соревнованиям. Когда-то у меня были любимые шорты красного цвета. В них я один раз отлично выступил, хотя поначалу казалось, что провалюсь с треском. Прыгал в них, пока не затерлись до дыр.

– Хоть до 2009 года они «не дожили», вам удалось прыгнуть в кратер действующего вулкана на Камчатке. Откуда такая идея?

– Я ничего не делаю ради острых ощущений, как многие думают. Мне интересно развиваться не только в спортивном плане. Важно, чтобы это нравилось людям. С вулканом так и вышло. Прошло пять лет, а о нем до сих пор говорят. Идея заключалась в следующем: влететь в кратер и внутри открыть парашют.
Долго искали подходящий вулкан, хоть там их очень много. Нужен был действующий с явно выраженной воронкой. В итоге остановились на Мутновском. Прыгнул в него с высоты 3300 метров, одетый в тот же «костюм-крыло». После открытия парашюта приземлился на небольшом снежном перешейке внутри дымящегося вулкана. Выбираться оттуда нужно было как можно быстрее – очень опасно.

Валерий Розов

– Для вас важно во всем быть первым?

– Давно доказал себе и другим, чего стою. Сейчас нет желания убеждать, что я лучший. Но согласитесь, если ты первый покорил гору или прошел по непроходимой стене, это престижно. Плюс сделать то, чего до тебя никому не удавалось, – определенный вызов.

– Еще остались места, с которых хочется спрыгнуть?

– Да, их очень много! Раньше стены в доме были увешаны фотками гор, на карте отмечал точки, где побывал и куда нужно обязательно попасть. Но с переездами все растерялось. Оно и хорошо. Дома нужно отдыхать.

– Валерий Розов боится чего-нибудь?

– Конечно, страхи есть, но никогда не рассказываю о них, суеверный… Я же нормальный психологически здоровый человек, инстинкт самосохранения срабатывает. Он помогает выживать.

Валерий Розов

– Никогда не скажешь, что через две недели вам стукнет 50! В чем секрет такой хорошей формы?

– В любимой работе на свежем воздухе. Нужно вести здоровый образ жизни, следить за питанием, заниматься спортом. Каждое утро начинаю с зарядки. Элементарная разминка длится 10–15 минут. И немножко йоги для спины.

Хотя чувствую, что уже не мальчик. Часто привожу такой пример. Первой моей машиной была «шестерка». Когда покупал – она была не на ходу. Отремонтировал. В общем, едешь – вроде хорошо, но что-то не то. Вот и я сам себе стал напоминать ту «шестерку».

– Говорите, нужно следить за питанием? Чего никогда не будет на вашем новогоднем столе?

– Я ни в чем себе не отказываю. Люблю сладкое и могу его себе позволить. Если, например, иду вечером к кому-нибудь на день рождения, кусок праздничного торта оставлю на утро. Стараюсь не ужинать после шести. Но никогда не голодаю, хоть и приходится следить за весом, особенно когда готовлюсь к очередному прыжку. Категорически против диет, связанных с голоданием. Лучше выстроить режим питания. И больше пить: хочется есть – выпейте стакан воды.

Валерий Розов

– Этим летом вы с женой отметили серебряную свадьбу. За 25 лет супруга смирилась с вашими увлечениями?

– Мы познакомились с Наташей, когда я уже профессионально занимался альпинизмом. Другим она меня никогда не знала. Кстати, она тоже увлекалась скалолазанием.

– Наверняка, сыновей приобщаете к экстремальному спорту?

– Даже не думаю об этом. Они у меня ребята спортивные, выступали за молодежную сборную России по водному поло. Им нравится, что я делаю. Иногда в пику мне говорят: «Мы тоже начнем прыгать». Но я не могу желать, чтобы дети занимались такими опасными вещами. Это было бы противоестественно.

Валерий Розов

– Читал, что у старшего сына, когда он учился в школе, была проблема, связанная с вашей профессией…

– В начальных классах учительница спрашивала: «Кем работает папа?» Андрей отвечал, как есть: «Он прыгает с парашютом». Но педагог этого не поняла, все-таки был 1994 год. Андрей даже комплексовать начал. Вообще, были периоды, когда я ходил на нормальную работу. Но надолго меня не хватало. После того как выиграл первый чемпионат мира по парашютному спорту, мы с женой сказали сыну: «Говори в школе, что твой папа чемпион мира». Это звание, как несгораемая сумма на «Поле чудес». С младшеньким, надеюсь, подобных проблем не будет.

– Чем планируете заниматься после завершения спортивной карьеры?

– Время от времени задумываюсь об этом. Вообще, прыжки не приносят много денег. Участвую в телевизионных проектах, читаю лекции в бизнес-школах, есть опыт съемок в кино в качестве каскадера. Например, дублировал Михаила Пореченкова в фильме «День Д». А в картине «На крыле» участвовал во всех трюках. Выберу какое-нибудь из этих направлений. Я столько раз кардинально менял свою жизнь, что мне не страшно!

Валерий Розов

Валерий Розов

Валерий Розов



Как прошла встреча в БГУ

Надежда КругловаНадежда Круглова, студентка 3-го курса гуманитарного факультета:

– Хоть спортом я не увлекаюсь, но на встречу с Валерием пошла не раздумывая. К нам же не каждый день приезжают такие личности. Было интересно узнать из первых уст о бейсджампинге в общем и конкретно о прыжке с Эвереста. Розов не только представил фильм «Высокий полет. Путь на Эверест» и множество фотографий, а подробно объяснил, как устроен «костюм-крыло», можно сказать, заочно научил нас прыгать: рассказал, как готовиться к прыжку, что делать во время нештатных ситуаций и еще много-много интересного. Получила колоссальное удовольствие.

Александр ШишлоАлександр Шишло, студент 4-го курса физического факультета:

– Я увлекаюсь альпинизмом и сноубордом, поэтому вопрос идти или нет не стоял. Даже пришлось некоторые дела отложить.

Валерий открыто общался и легко отвечал на все вопросы. Я спросил: были ли у него во время прыжков зацепы, касания со скалами или еще какими-нибудь предметами. Один раз он столкнулся с веткой дерева. Сказал, что на такой скорости это очень больно. Интересно было узнать не только о спорте, но и о психологической подготовке. Ведь этот человек готов рисковать ради любимого дела, и это поражает! Классно, что он приехал в Минск, к нам в БГУ. Перед началом встречи я даже успел сфотографироваться с Розовым на память.

Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ и из личного архива Валерия РОЗОВА

machekin@pochta.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter