Валерий Коваль:

Всегда в своем репертуаре

Всегда в своем репертуаре


Знайте: только в Бресте — и нигде больше в Беларуси, — как в старые добрые времена, по воскресеньям в городском парке играет духовой оркестр. Звучат марши и вальсы, танго и фокстроты. Дореволюционную традицию возродил Валерий Коваль, художественный руководитель и главный дирижер городского оркестра духовой и эстрадной музыки. Я опаздывала к нему на интервью. «Послушайте, как птицы поют, не бегите», — остановил мои телефонные извинения Валерий Борисович. Парк — его любимое место. И рабочий кабинет Коваля — в парке, в театре эстрады. Но это совсем не означает, что дирижер, отпраздновав 60–летний юбилей, сменил ритм жизни.


— Валерий Борисович, как бы вы представили себя нашим читателям?


— Родился в Бобруйске. Окончил Могилевское музыкальное училище и Московскую военную консерваторию. Служил военным дирижером в Сибири, Польше, уже 21 год живу в Бресте. Полковник в отставке.


— Скромно. Тогда давайте начнем с самого начала: вы выросли в музыкальной семье?


— Отец играл в молодости на кларнете, дядя — на гармошке. Мама хорошо пела. Но специального образования никто не имел. Когда я учился в четвертом классе, в школе объявили набор в духовой оркестр. Возглавил его учитель пения, который взял меня, только услышав фамилию. Так я узнал, что в юности отец был музыкантом оркестра под руководством того самого учителя.


— То есть профессия ваша была предопределена?


— Нет, долго хотел быть хирургом. Но поступил в Могилевское музыкальное училище. А там зародилась другая мечта... Один из преподавателей рекомендовал меня на военно–дирижерский факультет при Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского. И я загорелся.


— После обучения вы оказались в Ачинске. В Москве у выпускника–отличника остаться не получилось?


— Тогда все стремились за границу, а не в Москву. Кстати, супруга Нина у меня программист, окончила механико–математический факультет Саратовского университета, распределилась именно в Москву. А я в 1975 году после окончания учебы получил назначение в Ачинское военное авиационно–техническое училище. В Сибирь. Вначале был шок, но теперь ничуть не жалею, что оказался в Красноярском крае. Встретили нас, как родных. Создали условия для работы. В военном оркестре два года не было дирижера, и там меня приняли очень тепло. Коллектив стал центром культурного притяжения для всего города.


— Но после 10 лет удачного профессионального становления вы уехали из Сибири.


— Да, всегда хотелось на родину, в Беларусь. Но вначале я оказался в Польше, в Северной группе войск. Эти 5 лет — с 1985 по 1990 год — были самыми тяжелыми. Человек в форме советского офицера воспринимался как виновник всех негативных событий в жизни Польши. Да и на службе непросто все складывалось. Начал с того, что организовал хор, в котором выступали жены военнослужащих. Потом — пошло–поехало. У меня в Польше много друзей осталось. Теперь с интересом вспоминаю, как был членом жюри, консультантом по отбору на фестиваль советской песни в Зелена Гуре. Домой даже привез золотой знак польско–советской дружбы.


— Точнее, не домой, а в Брест. Опять незнакомый вам город.


— В Бресте и сейчас не очень–то любят чужих, а тогда и подавно. Меня сначала шокировали деловитость и прагматизм местных жителей. Гарнизонный оркестр, куда меня направили, был почти развален. И семье было трудно. Ни квартиры, ничего. Дочь Татьяна окончила школу с медалью, но не поступила в БГУ. Я полностью ушел в работу. Потихоньку все стало налаживаться. Вскоре стали заниматься с оркестром дефиле, впервые в Бресте сделали плац–концерт, как за границей. Всем понравилось, нас стали приглашать на различные городские мероприятия. Я получил звание подполковника...


— И, не бросая службу, создали городской оркестр...


— Верно. К слову, коллективу на днях 15 лет исполнится.


— Как вы умудрились стать основателем еще и образцово–показательного оркестра пограничной службы?


— С 2000–го я стал первым начальником военно–оркестровой службы погранвойск. Когда встал вопрос о формировании музыкального коллектива, обратился за помощью в военкомат. И служить на границе призвали музыкантов. Правда, духовиками были всего двое. Остальные — вокалисты, баянисты, народники, хоровики... Хорошо помню, как в 2002–м отправились на фестиваль военных оркестров в Альбервиль. Приехали профессиональные коллективы из разных стран. Все с дорогими инструментами, в больших автобусах. Мои музыканты заволновались: «Может, уедем, чтобы не позориться?» Нет, говорю, в нас вложены деньги, надо отработать. После первого номера — аплодисменты, а как только выступила флейтистка Марина Кунц — шквал оваций. Мои ребята на волне успеха Марины такое выдали! Зал провожал нас стоя. Вот это выступление я считаю моментом рождения образцово–показательного оркестра пограничной службы.


— О чем мечтает дирижер, не желающий быть простым пенсионером?


— Очень хочется создать на базе оркестра филармонию. Малые коллективы у нас уже есть: ансамбль «Рандеву», струнный квартет, оркестр джазовой музыки. Будет ансамбль саксофонистов. Мечтаю, что появится свое здание, где я мог бы организовать детскую студию духовых и ударных инструментов (в Ачинске Коваль организовал класс духовых инструментов в местной музыкальной школе, создал детский духовой оркестр. — В.К.). Хочется, чтобы фестиваль патриотической песни, который пока не имеет статуса, стал республиканским. Еще одну свою мечту, надеюсь, реализую: готовлю проект «Брест — это мы», где в сопровождении городского оркестра выступят лучшие исполнители — инструменталисты и вокалисты.


— А семья как поддерживает? Участием или сожалением, что в выходные вас почти не бывает дома?


— С музыкой профессионально никто не связан. Правда, когда служил в Польше, все участвовали в самодеятельности. Жена пела в хоре. Старшая дочь играет на гитаре. Внук Валентин учится в музыкальной школе. По моим стопам, думаю, пойдет сын младшей дочери — Саша. По душе ему барабаны и трубы.


...Брест уже трудно представить без духового оркестра. Дни города, все значимые праздники не обходятся без музыкантов Валерия Коваля. А трижды в год (9 Мая, 23 февраля и в День железнодорожника) на перроне вокзала в их исполнении звучит марш «Прощание славянки». И, наконец, каждое воскресенье в парке имени 1 Мая духовой оркестр выступает с программой «И закружат нас воспоминания».


В свои 60 Валерий Коваль смело может сказать: «Жизнь удалась...»


Фото из архива Валерия Коваля.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter