Валентина ГАЕВАЯ: «В ритмах «Хорошек» – дух белорусов»

Один из стереотипов по отношению к сегодняшней Беларуси, что, мол, это страна небогатая и богатой станет не скоро... Ибо нет в ее недрах емких природных сокровищ, и нескоро еще белорусам удастся “раскрутиться” так, чтобы их товары смогли доминировать на самых богатых рынках мира... Но стереотип этот по большому счету ложный, потому что не берется в расчет огромный стратегический и интеллектуальный потенциал республики, считает народная артистка Республики Беларусь руководитель Белорусского государственного заслуженного хореографического ансамбля “Хорошки” Валентина Гаевая.

Валентина Ивановна, например,  абсолютно уверена в мировом уровне своего детища, который она же сама создала и которым руководит вот уже более трех десятилетий. Свое испытание на прочность этот коллектив, раскрывающий через танцевальное искусство уникальную сокровищницу белорусского национального кода, все эти годы проходил на многих лучших мировых аренах. И везде “Хорошки” пользовались колоссальным успехом. Можно вспомнить хотя бы, какую бурную овацию стоя устроил им один из самых знаменитых залов мира — лос-анджелесский “Сихизен-Холл”, за честь выступить в котором борются все лучшие коллективы мира. Это их выступление произвело в свое время настоящий  фурор в Европе, где  концерты “Хорошек” стали своеобразной школой возрождения собственных местных национальных традиций.
Когда я сам впервые увидел выступление “Хорошек”, то, признаюсь,  невероятное феерическое зрелище меня попросту потрясло. Его поистине космический ритм  завораживал. “Хорошки”, соблюдая  на сцене все законы зрелищного шоу, в то же время предлагали свою особенную белорусскую философию красоты и гармонии, далекую от “мыльных” стереотипов масс-культуры. И суть той философии в общем-то проста, как слеза ребенка — раскрытие через удивительно образный  язык танца  нераскрытых прежде сакральных национальных духовных сокровищ, утверждение их неразрывной связи с днем сегодняшним... Может быть, поэтому в творческих замыслах Валентины Гаевой  — создание новой программы, своеобразной белорусской исторической ретроспективы — от языческих времен  до современных  “Дажынак”...
Так что не согласиться с лауреатом Государственнной премии Республики Беларусь, кавалером ордена Дружбы народов и высшей награды Беларуси — ордена Франциска Скорины трудно. “Хорошки” — действительно ценнейшее достояние республики. По существу, один из главных знаковых ее брэндов, по которым  страну узнают в мире, наряду с БелАЗом, МТЗ, “Беларуськалием”, “Песнярами”...
Звезда “Хорошек”, заженная Валентиной Гаевой, которую по праву считают мэтром № 1 белорусской танцевальной школы, и сегодня продолжает ярко сиять на небосводе белорусской национальной культуры.
Валентина Гаевая — родом из донских казачьих степей. Но именно ей, как в свое время и еще одному россиянину —В.Мулявину, удалось глубже многих белорусов почувствовать и раскрыть огромный потенциал национальных духовных сокровищ. Может, и на самом деле — со стороны виднее!.. И, видимо, не зря Валентина Гаевая считает свою судьбу, да и судьбу “Хорошек”, одним из конкретных примеров неразрывности судеб народов Беларуси и России...
Как рождаются звезды
— Валентина Ивановна, несмотря на донские корни, у вашей  фамилии явно белорусский оттенок...
— Хотя я родилась неподалеку от знаменитой шолоховской станицы Вешинской, белорусские корни у меня действительно есть. Помню, как моя бабушка по отцовской линии иногда выдавала такие словечки, которых я больше в округе ни от кого не слышала. И только потом поняла, что то были слова  белорусские. Белорусом был и мой дедушка по маминой линии. Он как ушел на гражданскую войну, так где-то и пропал в ее вихрях. Бабушка, кстати, прождала его всю жизнь...
Год рождения “Хорошек” — 1974-й, а уже в 1977 году в Москве на конкурсе профессиональных коллективов, посвященном 60-летию Октября, мы получили  главный диплом. Это была своего рода сенсация, потому что до этого белорусы в отличие от тех же украинцев и грузин ничем не блистали на московских сценах. Мы работали тогда по два концерта в зале “Россия” и в зале Чайковского — и везде полный аншлаг!..
Создавая коллектив, я ставила перед собой задачу —вывести белорусскую хореографию на уровень России и Украины, а в чем-то и превзойти их. Это было нелегко. В России  тогда были Моисеев и Надеждина, на Украине — Вирский. А в Беларуси лишь перепевались их постановки на местный лад, поэтому и не впечатляли белорусы москвичей на праздничных концертах.
Приехав в Беларусь, я сразу увидела, как  на самом деле удивительно танцуют, как интересно одеваются, как мелодично говорят белорусы. Это все явно отличалось и от русских, и от украинских традиций. Поэтому мы начали создавать ансамбль, отражающий национальные черты именно белорусского народа, белорусский дух. Многие движения, пластику, мимику, слова мы буквально “подсмотрели” и  “подслушали” в народе. Повезло и в том, что в начале творческого пути я встретила талантливого композитора-самоучку Коньшина. Он сделал чудные аранжировки многих народных вещей...
С первой же своей программой “Хорошки” выехали в Украину, и она имела там огромный успех. “Наконец-то белорусы показали что-то свое!” — говорили соседи...
Через тернии ...
— Так вы стали национальными героями?
— Увы. Более того, еще лет десять Минкультуры настойчиво искало причину, чтобы закрыть “Хорошки”: мол, у нас уже есть один государственный ансамбль танца, есть хор, и зачем лишние расходы? Так что судьба нашего коллектива долго висела на волоске. И не уцелеть бы “Хорошкам”, если бы не огромная поддержка россиян и Министерства культуры СССР. По линии Союзконцерта, который  включал в свою программу гастролей только лучшие коллективы страны, мы объехали всю Россию — от Дальнего Востока до Калининграда. Ездили ежегодно и всегда были желанны...
— И чем же вы так россиян подкупили?
— Наверное, тем, что наши программы нельзя было спутать с другими, каждый танец был маленьким спектаклем со своей драматургией и системой образов. Через свои танцы мы рассказывали зрителям о жизни и традициях белорусов. И россияне по-другому увидели братский народ.
Только лет через десять нашего существования  прессинг сверху  несколько ослабел. Именно тогда нам выделили в филармонии помещение, которое, кстати, мы используем до сих пор. Правда, тогда в “Хорошках” было девять пар, теперь их тридцать — 60 человек да плюс оркестр. Поэтому нынче там нам явно тесно.
Там, за горизонтом
— Поговорим о будущем...
— Это очень больной вопрос... Артисты ансамбля — фанаты своего дела, именно на них держится успех коллектива. Но ведь пройдет еще какое-то время, и им нужна будет смена. Но у нас зарплата настолько небольшая, что работать за нее даже в коллективе со славным именем согласится далеко не каждый. Поэтому многие наши артисты вынуждены искать подработки, что, согласитесь, не на пользу творчеству. Поэтому  я обходила десятки кабинетов, пытаясь добиться изменения существующей сетки оплаты труда (а это, замечу, очень тяжелый труд!), но результата, увы, нет... Если еще какое-то время чиновники от культуры не обратят внимания на эту сторону нашей жизни, то вскоре проблема кадров станет неразрешимой вовсе.
Для подготовки смены нужна и своя студия, а у ансамбля как не было своей материальной базы, так и нет. Очень большие цены и за аренду сцены...
— Но ведь, имея такое имя, вы могли бы  зарабатывать  на гастролях?..
— Для коллектива в восемьдесят человек выехать на гастроли очень дорого, поэтому мы не можем себе этого позволить так часто, как хотелось бы. Наши известные программы “Полоцкая тетрадь”, “Прощай, двадцатый век” не видели даже в областных центрах Беларуси. “Хорошки” всегда работают живьем, без “фанеры”, и чтобы вывезти весь коллектив с аппаратурой и костюмами, весом около четырех тонн, нужно как минимум три вместительных автобуса. Раньше были дотации на транспорт, на гостиницы и суточные. Теперь этого нет. Поэтому если и выезжаем куда-то, то в очень урезанном составе — чтобы вместиться в один автобус, в который “утрамбовываем” все , что помещается... Приехали, дали концерт и в тот же день возвращаемся назад, вне зависимости от расстояния. Чтобы хоть как-то сэкономить...
Коллектив пока держится на моем энтузиазме и энергии,
но не знаю, на сколько их хватит. Иногда у меня складывается  впечатление, что многие
их тех, кто принимает решения,  не знают о нашем реальном положении...
Сестра Россия
— Часто ли бываете в России?
— После перестройки — буквально несколько раз. Без спонсоров выехать на гастроли в ту же Москву, где  мы могли бы работать в окупаемых больших залах, невозможно — слишком  большие для нас расходы на дорогу.
А нам очень хотелось бы показать своим братьям тот уровень, которого мы достигли сегодня. Убеждена, что как и прежде, мы сможем удивить их, подарить радость от настоящего искусства... Поэтому все, что связано с созданием и укреплением Союзного государства Беларуси и России, я поддерживаю двумя руками. Ведь когда отношения будут развиваться  не на бумаге, а на деле, то и у нас появится шанс. Может быть, тогда мы сможем чаще гастролировать в России, например, в рамках обмена творческими коллективами. Убеждена: в России наше искусство всегда будет востребовано...
— А где вас лучше всего принимают, кроме России?
— Там, где чаще бываем, а чаще всего  — в Северной Италии. Кстати, когда мы там выступаем, на концерты “Хорошек” специально приезжает немало зрителей даже из  соседних европейских государств. Именно после наших гастролей  во многих  западных странах стали создаваться аналогичные коллективы  народного танца...

*     *     *
Мир восторгается феноменальным талантом и мастерством “Хорошек”, а белорусы относятся к ним, скорее как к должному, мало чем поддерживая  этих  очень талантливых, очень ранимых и... героических людей.
На репетиции коллектива меня, например, не покидало ощущение, что вот-вот кто-то из этих звезд мировой величины, высоко вспарив над землей во время очередного стремительного “па”, в конце концов не “разминется” со стенкой их небольшого репетиционного зальчика... Слава Богу, обошлось...
“Хорошки” —уникальнейший бриллиант в короне сакральных  национальных ценностей и, как всякая ценность, нуждается в особо бережном отношении.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter