Если урожайность зерновых и зернобобовых ожидается не меньше прошлогоднего уровня, то о продуктивности дойного стада говорить еще рано

Вал зерна и молока будет выше, но... дороже

О благополучии сельхозпредприятий, как правило, судят по финансово-экономическим показателям. Но есть еще два традиционных, которые постоянно на устах у специалистов, руководителей, рядовых тружеников сельского хозяйства. Это урожайность зерновых и надои от коровы. Они вобрали в себя соблюдение технологии, показывают, как используется земля, насколько задействованы возможности дойного стада, кормового поля, технический потенциал. Если судить по результатам, то пока используются далеко не полностью.  

Для многих основным ориентиром служит соответствующий период прошлого года или год в целом. Получили меньше зерна или молока — плохо, увеличили их производство — хорошо. А какой ценой дался плюс — дело не первостепенной важности. Поэтому в конце месяца некоторые озабочены выплатой зарплаты не меньше, чем наращиванием производства молока или мяса. Эти показатели на постоянном контроле. Но земледельцы, а также ученые и эксперты пока осторожничают насчет предполагаемой урожайности зерновых и валовом сборе зерна. Понятно, прогноз — дело неблагодарное. Можно ошибиться. Однако если судить по состоянию посевов, погодным условиям, которые вполне благоприятны для формирования зерновых культур, намолотам прошлых лет, то, полагаю, теперь урожайность должна быть выше, чем в 2018 году. И вот почему. За последние десять лет минимальной она была в прошлом году — после доработки хозяйства всех категорий получили 6150,6 тысячи тонн зерновых и зернобобовых при урожайности 26,7 центнера с гектара. Еще меньше, соответственно 5923 тысячи тонн и 24,9 центнера, собрали в неурожайном 2006-м. Правда, до этого были годы, когда зерновых и зернобобовых не получали и столько. Но два раза подряд, как известно, снаряд в одно и то же место практически не попадает.

Если разложить прошлогодний валовой сбор сельхозорганизаций в 5826 тысяч тонн по регионам и распределить урожайность по группам, то после доработки свыше 50 центнеров зерновых и зернобобовых с гектара получило 51 сельхозпредприятие, или 3,9 процента общего количества, от 20,1 до 50 центнеров — 796 (60,2 процента), от 15,1 до 20 — 315 хозяйств (24 процента) и менее 15 центнеров — 160 сельхозорганизаций. Это свыше 12 процентов общего количества. В их числе 44 хозяйства Витебщины, 30 — Могилевщины, 33 — Гомельщины, 27 — Минщины. Были такие и в остальных двух регионах. В Россонском и Шумилинском районах, например, урожайность зерновых и зернобобовых после доработки тогда составила менее 16 центнеров с гектара.

Некоторым сельхозпредприятиям пришлось закупать травяные корма. Фураж в этом году был в цене. На начало мая в целом по отрасли обеспеченность им составляла 3 миллиона тонн кормоединиц, или по 6,2 центнера на условную голову скота. Если сравнивать с прошлым годом, то тогда на соответствующую дату концентратов было на 0,1 миллиона тонн кормо­единиц больше. За апрель скормлено такого фуража примерно 0,2 миллиона тонн кормоединиц. На 1 мая обес­печенность скота сенажом, силосом и другими кормами на условную голову была на 15 процентов меньше, чем в прошлом году. 

Как же дойное стадо отреагировало на такую заботу о нем кормами? Судя по данным Национального статкомитета, при среднем надое от коровы за январь—апрель 1614 килограммов продуктивность увеличилась на килограмм. По результатам первого квартала эти показатели составляли соответственно 1202 и плюс 2 килограмма. То есть начиная с января продуктивность балансирует на уровне прошлого года. В Брестской области за 4 месяца на него не вышел только один район, в Витебской — 12, в Гомельской — 16, в Гродненской — 2, Минской — 13, а в Могилевской с прибавкой сработал только один. Если традиционные районы-лидеры за январь—апрель получили по 2,3—2,6 тонны молока от коровы, то аутсайдеры — менее 800, а некоторые 640—700 килограммов. Откуда в таком случае будет выручка, а у работников достойная зарплата, если не действуют материальные стимулы? По крайней мере, ни одна хозяйка, в том числе и те, что работают на ферме, таких коров у себя, пожалуй, не держала бы. Не кормилицы это. Создай им другие условия содержания, кормления и отношения, они проявят себя совсем по-другому.

В прошлом году с учетом фермерских и личных подсобных хозяйств получено 7345 тысяч тонн молока. 7036 тысяч тонн его приходится на сельхозпредприятия. За счет увеличения поголовья намного не прирасти. Остается наращивать продуктивность.  

zybulko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter