Вакханалия справедливости

Анатомия жалобы

Анатомия жалобы


Наталья Васильевна — борец за справедливость. Таковым она сама себя назначила. Борется она буквально со всеми: с соседями и работниками райисполкома, с милицией и судьями. Причем борется по правилам, установленным ею лично: скандалит, оскорбляет, «совершает действия насильственного характера», угрожает убийством (!), пишет жалобы, посещает все без исключения выездные приемы вышестоящих должностных лиц. И вся эта документально зафиксированная вакханалия «справедливости» тянется не один десяток лет! Буквально весь райцентр стонет, а управу на «борца» найти не могут. И к нам в редакцию соседи скандалистки обратились: «Помогите, спасите!»


Наталья Васильевна — пенсионерка и дама вполне состоятельная — является собственником двух домовладений. Казалось бы, живи себе и радуйся! Собственно, Наталья Васильевна так и делает. Вот только радость она, похоже, испытывает от занятий, мягко говоря, неадекватных. С соседями у нее — перманентные неприязненные отношения, периодически переходящие в войну, с применением оружия в виде колюще–режущих инструментов. Одной из соседок «нанесла хозяйственной лопатой удар в область левого бедра, металлическим гвоздодером нанесла несколько ударов по различным частям тела, причинила кровоподтеки на лице», как зафиксировано в милицейском протоколе. Ну а рукоприкладство, оскорбления, угрозы — это обычный арсенал ее «хороших манер». За что, кстати, неоднократно пенсионерку привлекали к ответственности. Впрочем, даже на судебном заседании Наталья Васильевна ничуть не смущалась: обвинила судью в получении взятки... Но от уголовной ответственности была... освобождена — как раз амнистия подоспела. На путь исправления и не подумала становиться — терроризирует всех по–прежнему...


В книги замечаний и предложений различных госорганов за последние годы она внесла более 100 записей. Претензии пенсионерки — к райисполкому, сбербанку, землеустроительной и геодезической службе, прокуратуре, военкомату и т.д. 53 ее заявления — в РОВД, в том числе жалобы на сотрудников милиции. 22 раза она посещала только приемы у депутата. И все (!) эти жалобы рассматривали, анализировали, давали ответы. Сколько народу потратило на все это нервы и время, наконец, сколько бумаги на ответы израсходовано!.. Да и говорить об этой эпопее в прошедшем времени не приходится — Наталья Васильевна продолжает свою борьбу за правое дело.


Впрочем, бодрая пенсионерка далеко не одинока в своем отстаивании справедливого, по ее мнению, миропорядка. Немало таких пенсионеров и лиц вполне трудоспособного возраста осаждают различные госучреждения, организации, редакции — требуют разобраться, привлечь, наказать... Например, мой рабочий день вот уже второй месяц начинается с телефонного звонка. Читатель недоволен, что его письмо направили для разбирательства «шайке разбойников», как именует он должностных лиц в правоохранительных инстанциях. Справедливости от них, по его мнению, ждать не приходится, поэтому и со мной, и со всей нашей редакцией он угрожает «разобраться».


Еще одна читательница, считающая себя, кстати, литератором, методично пишет не только в литературные журналы, но и в администрацию района, облисполком, Комитет госконтроля, обращается в суд. Несправедливость, по ее мнению, в том, что ее стихи не публикуют. Такое, ну что ж, случается, и нередко. Но автор возмущена и грозит «напечатать свое обращение к Президенту в России и в Финляндии, где у меня есть друзья». Ну а десятки людей вынуждены ее эпистолярные возмущения и угрозы рассматривать, анализировать, на них отвечать...


Подобное поведение — доставать, брать горлом, угрожать, затевать судебные разбирательства — некоторые наши сограждане неплохо усвоили. Как и то, что в нашей стране очень внимательно относятся к обращениям граждан. Любой вопрос решается оперативно и по существу. И «одно окно» работает, и график приема посетителей максимально для них удобный, и должностные лица вполне доступны. Обязательно выслушают, на жалобу отреагируют в установленные законом сроки. Ну а если чиновник действительно не разобрался, ему укажут, поставят на вид, а то и выговор дадут. И «борцы за справедливость» это прекрасно знают. Как и то, что все эти правила — одностороннего применения. Они только государственных служащих касаются. Тем же, кто жалуется, качает права, отстаивает свою якобы справедливость, никакие правила не писаны! И они могут практически безнаказанно употреблять любую лексику, угрожать и вообще вести себя, как им заблагорассудится.


Официального термина «сутяжничество» в нашей юриспруденции нет. Но по факту, как выражаются юристы, таких случаев немало. И сутяг, скандалистов, «борцов за справедливость» хватает. Впрочем, такие люди были, конечно, всегда. Но в не столь давние советские времена их, что называется, держали в ежовых рукавицах. В государственных ведомствах, милиции и судах была единая база с данными таких товарищей. Любая жалоба, которая от них поступала, тут же попадала в мусорную корзину. Теперь же сутяжникам и скандалистам — раздолье. Они фактически манипулируют разными учреждениями и инстанциями. С точки зрения юридической к вероятным исходам подобных конфликтов относят «прекращение конфликта в результате взаимного примирения сторон», «прекращение конфликта путем симметричного его разрешения (обе стороны выигрывают или проигрывают)», «прекращение конфликта путем асимметричного решения (выигрывает одна сторона)», «постепенное затухание конфликта». Но жизнь показывает, что все это возможно лишь в теории. Вот и пенсионерка Наталья Васильевна, о которой я вначале рассказала, борется за справедливость со всеми и каждым уже 30 лет! И, похоже, не собирается «прекращать конфликт» — ни путем симметричного, ни асимметричного его разрешения...


Безнаказанность «борцов за справедливость» нередко в сочетании с бескультурьем и даже приблизительным представлением о приличном поведении совершенно разрушила у них ответственность за свои действия. Может, пора наконец сделать правила «борьбы за справедливость» двусторонними, одинаковыми и для госслужащих, и для «борцов», как–то регламентировать эту вакханалию справедливости?


Кстати


Каждый пятый белорус пишет жалобы в книгу замечаний и предложений. И практически каждый третий считает, что эти записи значительно помогают решить их вопрос, а каждый четвертый полагает, что его проблема решается после таких жалоб незначительно. Каждому шестому из тысячи это не помогает решить проблему. Таков результат социологического мониторинга, который провел Информационно–аналитический центр при Администрации Президента в апреле — мае. Было опрошено 1.089 респондентов во всех областных центрах и в Минске, районных городах и сельских населенных пунктах.

 

Рисунок Олега КАРПОВИЧА, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter