Вакансии есть

Но в крупных городах их число уменьшается, а на селе люди нужны по-прежнемуПоказатель стабильныйМировой финансовый кризис пока не привел к всплеску безработицы в городах и весях Беларуси. Число безработных с начала года увеличилось разве что на 0,1 процента. Их даже меньше, чем было в январе—феврале год назад.

Лишь в Минске за последние два месяца число тех, кто зарегистрировался безработным, увеличилось. “Это молодежь, женщины, инвалиды, лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, временно неработающие лица, — отметил Чеслав Ровда, заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите населения Мингорисполкома. — Увеличение где-то на 23 процента. Но в то же время число обращений в нашу информационную базу об услугах службы занятости, об информации о вакансиях резко увеличилось. Достаточно сказать, что интерес к информации о вакансиях, которые мы размещаем на сайте Мингорисполкома, вырос на 40 процентов. Люди начали искать работу или желают ее сменить”.
В Минской области ситуация более стабильная. Зарегистрированных безработных там на 747 человек меньше, чем за январь—февраль 2008 года, да и число тех, кто обратился за помощью в органы занятости, пока меньше, чем год назад.
Частично занятый лучше, чем частично безработный
В то же время все больше предприятий работают в режиме неполного рабочего времени и отправляют своих работников в отпуска. Например, на предприятиях Минской области в режиме неполной занятости работает 4,9 тысячи работников и 3,4 тысячи находятся в отпусках. В Минске, где сосредоточено большое количество крупных промышленных предприятий, ситуация похуже. В январе, по данным Белстата, неполное рабочее время трудился  6691 работник. А в октябре прошлого года их было в 200 раз меньше.
Хорошо это или плохо? “Этот вопрос однозначного ответа не имеет, — считает председатель совета Белорусского профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Валерий Кузьмич. — Что сегодня важнее: любой ценой поддерживать на плаву заводы, сокращать рабочую неделю, отправлять людей в вынужденные отпуска или же идти на банкротство, самовыживание?”
Кстати, вариант с частичной занятостью в кризис приветствуют и в Европе, а работа в Железнодорожном и вовсе предлагается по совместительству. Например, опрос, проведенный в Польше, показал, что каждый второй гражданин страны не протестовал бы против снижения заработной платы, если бы это помогло сохранить его место работы. И более половины опрошенных согласились бы на снижение зарплаты, если бы это спасло от увольнения их коллег.
Впрочем, у нас никто и не собирается массово сокращать работников. “Мы понимаем, что нельзя человека выкинуть на улицу, у него семья и дети, их нужно кормить, — объяснил генеральный директор Республиканской ассоциации предприятий промышленности “БелАПП” Сергей Жарников. — Нельзя увольнять специалистов, потому что потом придется очень много времени тратить на подготовку новых”.
Пособие увеличат?
Вполне возможно. По словам Чеслава Ровды, рассматривается вопрос, чтобы “его увеличить и привязать к бюджету прожиточного минимума. Сколько это будет — 80 или 60 процентов, пока неизвестно. Для этого нужно найти финансовые средства”. Он считает, что с тем пособием, которое есть сейчас, услуги службы занятости непривлекательны для людей. В Минске пособие в среднем составляет 50—55 тысяч рублей, в других регионах чуть меньше. Люди не регистрируются безработными, а ищут работу самостоятельно.
Идею увеличения пособия по безработице поддерживают и профсоюзы. “Сегодня нужно говорить хотя бы о прожиточном минимуме (бюджет прожиточного минимума для трудоспособного населения сейчас составляет 256 550 рублей)”, — считает Валерий Кузьмич.
Кроме того, профсоюзы считают необходимым для улучшения социальной защиты безработных увеличить и размер минимального потребительского бюджета.
Вакансий стало меньше
В Минской области за последнюю неделю стало меньше на 172 вакансии. В Минске сейчас насчитывается 14,5 тысячи свободных рабочих мест, хотя в прошлом году их было 22 тысячи. Специалисты говорят, что количество вакансий уменьшается именно в крупных городах, где находятся промышленные предприятия. В сельской местности все более или менее стабильно. Там, как и в прежние годы, не хватает специалистов сельхозпроизводства — агрономов, зоотехников, ветврачей. Нужны и квалифицированные рабочие — операторы машинного доения, трактористы, животноводы.
Подтолкнет ли кризис людей переселиться в другой регион ради нового места работы? Специалисты полагают, что вряд ли. “На это влияет то, какая вакансия есть по новому месту жительства, уровень зарплаты и условия труда, есть ли жилье”, — объясняет Валентина Миронова, заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защиты Минского областного исполнительного комитета. А ведь зарплаты на селе часто незавидные. Хотя есть и вакансии с зарплатами от семисот тысяч и до полутора миллионов (не где-нибудь, а в “пристоличном” Дзержинском районе).
“Как только Минск открыл свои границы, молодежь хлынула туда. Там выше уровень оплаты труда, чем в любом другом регионе, — говорит Валентина Миронова. — Мы это ощущаем, когда отправляем молодежь на обучение, на получение специальности или переобучение. Если учим их в учебных заведениях Минска, особенно по тем специальностям, которые там востребованы, то, как правило, в район молодые люди не возвращаются”.
В столице же на сегодняшний день насчитывается 700 вакансий водителей автомобилей, 338 — каменщиков, 225 — сварщиков, а также необходимы слесари-сантехники и работники здравоохранения. Средняя зарплата по вакансиям — 708 тысяч рублей. Но проблема в том, что в отличие от села здесь никто жилье приезжим не предоставляет, а снимать его самим довольно затратно.
Впрочем, по данным органов по труду, занятости и социальной защите, в прошлом году в Минской области сменили место жительства 90 семей безработных, 14 из них тоже предпочли село городу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter