Вагоноремонтный завод: 135 лет в пути

1871 год. На транспортную арену великой державы все увереннее выходит поезд. Строительство Московско-Брестской железной дороги двинулось по двум линиям. Изначально 15 декабря 1868 года император Александр II утвердил концессию на постройку Московско-Смоленской дороги. Для ее обслуживания возвели Московские большие мастерские. Не ожидая окончания строительства первой линии, через два года российский император утвердил проект второй линии — Смоленско-Брестской железной дороги. Через Оршу, Борисов, Минск и Кобрин до Брест-Литовска прокладывали мастера первые в Беларуси железные пути.

Еженедельник “Минские губернские ведомости” в 1870 году сообщал: “Несколькими тысячами рабочих открыты работы по постройке Брестско-Смоленской железной дороги. Работы идут весьма успешно, и если верить словам некоторых компетентных лиц, служащих на железной дороге, Минск в какой-нибудь год с небольшим соединится железным путем со Смоленском”. Предсказания сбылись, Минск соединился “железным путем” не только со Смоленском, но и с Брестом. Тогда-то и были построены для обслуживания новой железной дороги Минские большие мастерские Московско-Брестской железной дороги.
И если сейчас Минский вагоноремонтный завод ремонтирует и восстанавливает только пассажирские вагоны, то на начальном этапе в мастерских ремонтировали и паровозы, а также пассажирские и товарные вагоны. Так начиналась история Минского вагоноремонтного завода, которому в декабре исполняется  135 лет.

Это наша с тобою судьба...

Виктор Толкачев впервые переступил порог Минского вагоноремонтного завода во время производственной практики в железнодорожном училище, в которое поступил в 1966 году. После окончания училища был призван в ряды Советской армии. Пройдя суровую военную школу в десантных войсках, вернулся в вагонное депо Белорусской железной дороги. Перспективному молодому человеку вскоре предложили поработать в железнодорожном училище № 34. Трудился и заочно учился в техникуме, затем в Белорусском институте инженеров железнодорожного транспорта. Через семь лет Виктор возглавил инструментальный участок МВРЗ. “Чтобы навести здесь порядок, мне понадобилось всего четыре месяца”, — рассказывает сам Виктор Иванович. Руководство завода оценило усердие решительного молодого руководителя и назначило его начальником кузнечно-прессового цеха, и дела ранее “проблемного” подразделения стараниями Толкачева вскоре пошли в гору.
Следующая должность — заместитель директора по коммерческой и финансовой деятельности. В 1999 году Виктор Иванович стал директором завода.
Трудно поверить, но всего семь лет назад вопрос стоял очень остро: быть или не быть Минскому вагоноремонтному заводу? Однако новое руководство и все труженики предприятия совершили настоящую техническую революцию, спасли завод от банкротства. Виктору Ивановичу Толкачеву было присвоено звание “Заслуженный работник промышленности Республики Беларусь”. Он награжден также знаком “Почетный железнодорожник”, Почетной грамотой Кабинета Министров Республики Беларусь, орденом Отечества III степени, Почетной грамотой Национального собрания Республики Беларусь.

Завод идет вперед

За последние пять лет на заводе на 40 процентов было обновлено оборудование, автотранспорт — на 100 процентов. Были перекрыты крыши всех цехов, на сегодня все здания отремонтированы и оштукатурены. В целях экономии на МВРЗ освоили выпуск стеклопакетов, и во всех цехах, зданиях сейчас тепло и уютно. К экономии тепла на заводе подходят очень серьезно, в том числе рассматривают варианты замены традиционного топлива альтернативными источниками энергии. Установлено оборудование, благодаря которому один из цехов отапливается местными видами топлива — древесными отходами. В колесном цехе используется инфракрасное отопление: батареи здесь не нужны. Такой обогрев с потолка также позволяет экономить газ.
За последние годы на заводе произведена реконструкция и модернизация оборудования на примере того, как развивается тихвинский вагоностроительный завод. Полностью заменено оборудование в деревообрабатывающем цехе. К этому цеху даже пристроили новое здание, чтобы расширить “фронт работ”. Закупили пресс для наклеивания пластика и других материалов на перегородки в вагонах и на двери. В кузнечном цехе выполнен капитальный ремонт, а также установлены современные токарные станки. Конструкторы МВРЗ участвовали в проектировании новой печи в кузнечном цехе, которая дает экономию расходования газа по сравнению с прежней примерно на 40 процентов. Сама печь компактная, работает в автоматическом режиме. Проведенные мероприятия позволяют значительно экономить энергоресурсы в энергоемких цехах. Реконструкция заводской котельной с заменой низкопроизводительных котлов на более современные, энергосберегающие, дала значительный экономический эффект — более чем на 30% уменьшился расход газа.
Вагоноремонтный завод — современное предприятие, способное выполнить масштабные объемы работ. Завод развивается, осваивает новые технологии. Сегодня капитальный ремонт вагона на МВРЗ обходится дешевле, чем в России, на 10—20 процентов. Большое внимание на заводе уделяют импортозамещению. На Минском вагоноремонтном добились того, что уровень белорусской комплектации при капитально-восстановительном ремонте достиг 50 процентов. Из старого в вагонах оставались только рама, тележки и часть крыши. Обновленные, а точнее, новые вагоны — современные и удобные.
Капремонт — это, по сути, сборка нового вагона на старой основе. Причем с гарантией и без серьезных рекламаций. По словам Виктора Толкачева, после капремонта вагон может исправно служить еще как минимум 20 лет. Поточный метод производства позволяет МВРЗ модернизировать около 80 вагонов в месяц. А, скажем, колесный цех после реконструкции может обеспечить ремонт до 17 000 колесных пар в год. В 2006 году вагоноремонтниками освоена (по российской технологии) сборка нового плацкартного вагона с кондиционированием воздуха: 20 процентов вагона составляет комплектация вагоноремонтного завода. Благодаря талантливой работе всей команды на  МВРЗ разработан совершенно новый тип пассажирских вагонов, процедура сертификации которого находится на последней стадии.

Формула успеха

От простых мастерских до современного крупного предприятия, ставшего образцовым, вырос наш завод. Сегодня мы можем гордиться тем, что Минский вагоноремонтный завод имени А.Ф.Мясникова остается одним из двух крупнейших в Беларуси предприятий, занимающихся ремонтом и капитальным восстановлением пассажирского подвижного состава.
Оглядываясь на пройденный нами путь, мы смело можем сказать, что коллективная воля и труд всей команды позволили предприятию стать неоспоримым лидером в отрасли.
Сегодня мы освоили столь масштабное дело, как капитально-восстановительный ремонт. Для этого обновили корпуса цехов, котельную, закупили и установили много оборудования, механизировали многие производственные процессы. Высокий уровень качества нашей продукции подтвержден национальными сертификатами.
Несколько поколений инженеров и рабочих накопили за 135 лет тот неоценимый корпоративный опыт и профессионализм, который в жестких рыночных условиях обеспечивает предприятию коммерческий успех. Этому предшествовали годы активного поиска путей стабилизации производства, увеличение выпускаемой продукции для нужд Белорусской железной дороги, освоение новых видов ремонта вагонов, укрепление экономических связей и расширение взаимовыгодного сотрудничества с железнодорожниками Российской Федерации.
Наша формула успеха — четкое видение перспектив и высокие требования к качеству во всех наших начинаниях.
Мы надеемся, что в скором будущем наше вагоноремонтное предприятие будет иметь статус вагоностроительного. С праздником вас, дорогие коллеги! Крепкого вам здоровья, энтузиазма и дальнейших успехов!

Виктор Толкачев, директор МВРЗ Все для людей

Заботу о человеке труда не на словах, а на деле на Минском ВРЗ можно увидеть, едва переступишь порог этого предприятия. В былые времена рабочие завода не могли и мечтать о таком медицинском обслуживании, какое имеют сегодня. О таком современном оздоровительном комплексе со  спелеокамерой, состоящей из нарезанных в Солигорске соляных блоков, возраст которых превышает 4 миллиона лет. “Человеку не нужно отрываться от производства, бегать по поликлиникам и терять время в очередях, — разъясняет Виктор Иванович. — Вылечить зубы, пройти физиопроцедуры, сделать ингаляцию, сеанс водного или классического массажа — все это доступно нашим работникам. Ведь, чтобы хорошо работать, человеку необходимо постоянно восстанавливать энергию и силы”.
Если бы предшественники нынешнего поколения заводчан оказались на ВРЗ в наши дни и прошлись по его основным цехам, то их удивлению не было бы предела. В каждом из этих цехов есть комнаты для приема пищи, к услугам рабочих — СВЧ-печи, электрочайники, холодильники. Кроме того, в кузнечно-прессовом и колесном цехах оборудованы сауны. Но самое главное то, что за последние десять лет на Минском вагоноремонтном заводе отремонтированы и построены благоустроенные бытовые помещения.
Значительно улучшились и санитарно-гигиенические условия труда вагоноремонтников. Это произошло благодаря строительству новых очистных сооружений и ливневой канализации.
Основной контингент работающих на Минском вагоноремонтном заводе — молодежь. Руководство заинтересовано в молодых и талантливых профессионалах, и это притягивает людей, по-настоящему влюбленных в свое дело. Вероятно, в этом и заключается секрет вечной молодости и возрождения Минского вагоноремонтного завода — в сплоченности коллектива, любви к профессии вагоноремонтника и чутком улавливании веяний нового века. В долгий и плодотворный путь!

Это интересно! Первые пассажирские вагоны не имели полок для вещей и багажа, в них отсутствовали умывальники и туалеты, не было устройств отопления, в ночное время салоны освещались установленными в фонари свечами. Вентиляция вагонов осуществлялась через окна и двери. В вагонах I и II класса для обогрева ног пассажиров использовались сильно нагретые кирпичи, уложенные в металлические ящики и заменяемые через каждые три-четыре часа на остановках поезда. Вагоны III класса обогрева не имели.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter