Вагончик тронулся

80 лет назад в Минске был один маршрут трамвая: вокзал - Комаровка

Восемьдесят лет назад в столице был лишь один трамвайный маршрут: вокзал — Комаровка

13 октября 1929 года в Минске открылось регулярное движение электрического трамвая по единственному на тот момент маршруту: вокзал – Комаровка. Менее чем через месяц, к 12-й годовщине Октябрьской революции, маршрутов было уже два, а общая протяженность путей составляла около десяти километров. Подготовка к этим событиям заняла почти два десятилетия.

Первым регулярным городским транспортом в Минске была конка, открытие которой состоялось в мае 1892 года. Ее маршруты начинались от двух вокзалов: Брестского Московско-Брестской железной дороги (на месте нынешней товарной станции в районе Института культуры) и Либаво-Роменского (на месте нынешней Привокзальной площади). Конка обеспечивала связь между вокзалами и центральными улицами, в то время как окраины не имели транспортного сообщения с городским центром. В 1909 году ее пассажиропоток при населении 100 тысяч человек составлял 1,25 миллиона и неуклонно возрастал. Но стоит заметить, что в менее населенном Витебске уже с 1898 года использовался электрический трамвай.

Вопрос о переходе городского транспорта с конки на электрический трамвай возникал на протяжении всего первого десятилетия ХХ века, но для этого не хватало мощностей городской электростанции. Проект устройства трамвая в Минске во всех деталях был разработан только в начале 1914 года. Окончание строительства было намечено на ноябрь 1914 года. Работы по оборудованию трамвая приостановили военные события и оккупация. К концу 1915 года были возведены стены здания для трамвайного парка (на территории современного троллейбусного депо № 1 по ул. Киселева) и уложено около двух километров рельсов. Во время эвакуации оставшиеся рельсы и кабели удалось вывезти в Смоленск. К вопросу о строительстве электрического трамвая в Минске вернулись уже в 20-е годы.

29 декабря 1923 года на заседании Минского городского исполнительного комитета была создана комиссия для разработки проекта строительства городского трамвая в Минске. Необходимость появления нового вида общественного транспорта связывали с увеличением населения и расширением границ города. Жителям окраин, главным образом рабочим и служащим, приходилось затрачивать ежедневно полтора-два часа для того, чтобы добраться до места работы. Предполагалось, что трамвай свяжет окраины города с крупными предприятиями, а пассажиропоток составит не менее 2,5 миллиона пассажиров в год. По самым скромным подсчетам, в первый же год своей работы трамвай должен был дать чистую прибыль.

Первоочередной задачей для вновь созданной комиссии стало возвращение оборудования из эвакуации: на 1923 год сохранилось до 20 процентов материалов, необходимых для оборудования трамвая, стоимостью около 100 тысяч довоенных рублей.

Рассмотрение проекта строительства неоднократно переносилось: сказывалось и отсутствие специалистов, и необходимость восстановления хозяйственных связей после военных действий. К фактическому строительству смогли приступить лишь в 1928 году.

Между тем в прессе развернулось обсуждение целесообразности постройки трамвая в целом. Отмечалось, что в Европе (в которой трамвай существовал уже давно) делают ставку на развитие автобусного движения. В Минске оно действовало с 23 октября 1924 года, но из-за отсутствия хороших мостовых немногочисленные автобусы очень быстро выбывали из строя. Прежде чем развивать автобусное движение, необходимо было замостить улицы, большинство из которых бы-ли далеки от совершенства. Автобус неплохо справлялся со свои­ми обязанностями на пригородных мар­шрутах, а вот в условиях города конкурировать с более дешевым рельсовым транспортом ему бы-ло трудно.

На заседании пленума Минского городского Совета 28 июня 1928 года все еще обсуждались средства финансирования строительства (за государственный счет или подрядным способом), направление трамвайных линий, тип вагонов (продольные или поперечные лавки). Было определено направление второй линии — Ляховка—Кальвария и создано Управление постройки трамваев в Минске. Открытие движения по первой линии было запланировано на май 1929 года, по второй – на 1930 год.

26 июля 1928 года президиум Постоянного бюро Всесоюзных трамвайных съездов в Москве рассматривал два проекта строительства минского трамвая: один из них подготовило ПромВТУ (завод ВТУЗ при Высшем механико-машиностроительном училище им. Н.Э. Баумана), второй — Государственный электротехнический трест (ГЭТ). Оба проекта требовали доработки, и президиум рекомендовал «принять лучшие стороны из каждого».

Между тем с марта 1928 года прекратила свою работу конка. Возможно, именно поэтому запуск трамвая был похож на аврал. В акте комиссии НК РКИ БССР о состоянии строительства трамвая в городе Минске от 07.09.1929 года зафиксировано, что «производимое строительство трамвая по всем объектам работ осуществлялось без надлежаще разработанных проектов и без рабочих чертежей. Технической части Управления постройки трамваев приходится все это доразрабатывать на месте в процессе работы».

Кроме того, в акте отмечалось, что в городе не установлен порядок, по которому бы каждая строя­щая организация испрашивала разрешения или хотя бы ставила в известность о производстве работ, связанных с нарушением или вовсе прекращением уличного автомобильного, гужевого и пешеходного движения. Из-за несогласованности деятельности нескольких городских ведомств, таких, как Водоканал, Эльвод, Торг­стройтрест, а также Почтово-телеграфная контора, производящих основные работы по переустройству инженерных сетей, на некоторых участках магистраль канализации и водопроводная линия прошли под трамвайными путями, что непременно отразится на эксплуатации трамвая, поскольку движение необходимо будет останавливать при производстве ремонтных работ.

В целом государственная комиссия признала общее состояние строительства удовлетворительным. В сентябре устранялись мелкие неполадки, обнаруженные при сооружении первой линии, и велись сверхплановые работы по строительству второй линии. Дело было за малым: дождаться обещанных новых вагонов от Государственного треста объединенных машиностроительных заводов в Мытищах. Только 8 октября первые пять вагонов наконец-то прибыли в Минск. После обкатки с открытием движения решили не задерживаться, и 13 октября после торжественного митинга на Привокзальной площади минский трамвай начал свое движение по городу.

На снимке: первый электрический трамвай.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter