Насколько мы готовы быть чуткими к чужой беде

Вагон добра

О чуткости и снисхождении друг к другу

«Часто ли мы задумываемся о высокой морали и нравственности?» Этот вопрос озвучила в письме в редакцию «СБ. Беларусь сегодня» заведующая кафедрой педиатрии Витебского государственного ордена Дружбы народов медицинского университета доктор медицинских наук, профессор Ирина Лысенко. Она рассказала о неприятном случае, свидетелем которого стала в вагоне скорого поезда по пути из Минска в Витебск.

Коллаж Анны Вяжевич.

Дело было так: в тот день пассажир, на последних минутах вскочив в поезд, понял, что ошибся составом. Это был не рассеянный дяденька навеселе, а четырнадцатилетний парнишка.

Никита (имя изменено), учащийся спортивной детско‑юношеской школы олимпийского резерва, ехал на соревнования из Могилева в родной Гродно без родителей и без тренера. Отправился в дорогу заранее, надеялся один вечер перед турниром провести с семьей, которую давно не видел. 

Зашел в вагон, разложил вещи и выдохнул: «Ну что, едем в Гродно?» Ирина Михайловна, пассажирка по соседству, растерянно ответила: «Нет, ребенок, мы едем в Витебск». 

Никита опешил, сразу побежал к проводнику, просил остановить состав в черте города, чтобы успеть вернуться и пересесть в нужный ему поезд. Что еще мог в такой ситуации просить ребенок, не знающий инструкций о безопасности?

— Мало сказать, что он переживал, — вспоминает Ирина Михайловна. — Мальчик звонил тренеру, опасаясь, что тот будет его ругать. Потом — родителям. Слезно просил их взять электронный билет на обратный путь. Сердце сжималось при виде плачущего паренька.

Читательницу и других пассажиров вагона возмутило не то, что мальчику отказали в экстренной остановке поезда. Ведь высадка посреди пути могла угрожать его жизни и здоровью. Свидетелей неприятной истории поразило, как проводница отреагировала на просьбы. Вместо человеческого сочувствия мальчик слышал угрозы и запугивания. Молодая женщина объявила о том, что раз у него билет на другое направление, значит, в данном поезде он безбилетник. Соответственно, должен быть привлечен к административной ответственности. Если не оплатит штраф — отведут в отделение милиции. 

Неизвестно, сколько бы еще это продолжалось, если бы не вмешались и другие пассажиры. Невольные свидетели инцидента дали понять проводнице: то, что Никита зашел в поезд с билетом на другое направление, также и ее оплошность. Будь она более внимательной на входе, мальчику не довелось бы бесцельно ехать в Витебск вместо Гродно.

Чтобы хоть как‑то уладить ситуацию, в которой подросток по невнимательности оказался зайцем, пассажиры предложили за свои деньги купить ему билет. Но и тут наткнулись на отказ проводницы, дескать, это не дизель, где можно продавать «квитки» по ходу движения!

Никита звонил маме, плакал. Ирине Михайловне удалось прямо в пути дозвониться до дежурной по станции в Витебске, которая любезно согласилась присмотреть там за мальчиком, пока не приедет родной брат. Никита дождался родственников, и они поехали домой. 

Произошедшее оставило неприятный осадок. Ирина Михайловна пишет, что проблему можно было решить без нервотрепки. «Понимаю, что инструкция — важный и нужный документ, но, следуя ему, не стоит исключать элементарную общечеловеческую культуру. Да и кто отменял сострадание? Мальчик не был наглым безбилетником. Заплаканный ребенок держал билет в руках, но, так получилось, на другой поезд». 

Мы обратились в ГО «Белорусская железная дорога», и факт, описанный в обращении Ирины Михайловны, подтвердился. Первый замначальника БЖД Игорь Шилов ответил: «Проводник привлечена к дисциплинарной ответственности. Обращение Ирины Лысенко проработано с руководителями подразделений пассажирского хозяйства. Приносим извинения за упущения в работе нашего персонала. Полагаем, что принятые меры позволят исключить подобные ситуации в дальнейшем».

Все чаще в топ‑новости попадают случаи, которые показывают, насколько озлобленными и агрессивными становятся дети. Уже не слишком удивляемся заголовкам в сети о том, что, например, «сын убил отца за запрет сутками сидеть за компьютером», «девочки‑подростки избили одноклассницу и видео об этом выложили в сеть»... Кто‑нибудь, читая такое, задумывается о причине выброса детской агрессии? И дело тут, предполагаю, не столько в зависимости от гаджетов. 

Правильно сказал один психолог: все дети рождаются одинаково хорошими, отрицательные качества развиваем в них мы, взрослые. 

Если бы все мы излучали добро, старались делать мир лучше, помогая ближнему, проявляли милосердие к тем, кто в этом особенно нуждается, разве у детей тогда возникали бы плохие мысли? Всем знакома фраза о том, что дети — наше будущее. И кто захотел бы, чтобы завтрашний день стал зеркалом сегодняшних отрицательно заряженных эмоций и черствости души? Тогда почему бы это зеркало не наполнить добротой и внимательностью к ближнему?

Мальчик Никита, пережив досадную историю, сделает свои выводы. Хочется верить, что чуткость Ирины Михайловны и других неравнодушных попутчиков, успокоивших паренька, отпечатаются в его сознании сильнее, чем вышедшие из‑под контроля эмоции проводницы.

kuzmich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter