Вадим Матанцев сделает из танцев книжный роман

Мастерством Вадима МАТАНЦЕВА (на снимке) восхищались зрители СНГ и других европейских стран. И это неудивительно. Ведь руководитель студии народного танца «Сузор’е» Солигорского городского Дворца культуры смог не только создать замечательный художественный коллектив, но и постоянно играет в нем роль «первой скрипки».

Его имя на слуху у жителей Солигорска, его знают во многих регионах страны те, кто интересуется хореографией.

Мастерством Вадима МАТАНЦЕВА (на снимке) восхищались зрители СНГ и других европейских стран. И это неудивительно. Ведь руководитель студии народного танца «Сузор’е» Солигорского городского Дворца культуры смог не только создать замечательный художественный коллектив, но и постоянно играет в нем роль «первой скрипки».

— Вадим Петрович, почему все же хореография?

— Хочу признаться, что у меня были две мечты — заниматься математикой и танцами. И я не знал, чему отдать предпочтение. Поэтому после выпускного вечера решил посетить и математический факультет БГУ, и университет культуры. Последний был ближе от остановки транспорта, туда и отправился. Специалисты университета посмотрели на мои хореографические способности и сказали: «У вас есть шансы поступить к нам учиться». Поэтому на математический факультет уже не пошел. Видимо, так угодно было распорядиться судьбе.

Но хочу заметить: о математике не забыл. И в этом году заочно окончил Белорусский государственный экономический университет по специальности «маркетолог».

— Думаю, нельзя просто так прийти в университет культуры и достойно станцевать. Этому нужно с детства учиться...

— Конечно. Еще в детском саду воспитатели говорили моим родителям, чтобы те отдавали меня в танцевальный кружок. Они увидели мои способности к хореографии. Уже лет с десяти я начал заниматься в детском танцевальном коллективе «Искорка» у известного в Солигорске педагога Майи Титовны Хомич. Кроме того, я «прошел» театральный коллектив, студию изобразительного искусства, пел в хоре. Но больше всего полюбил хореографию, и она стала смыслом моей жизни. Правда, родители на первых порах не очень этим были довольны. Они сами трудились в объединении «Беларуськалий» и считали, что искусство — это не то занятие, с которого, как говорят в народе, можно жить и кормить семью. Но, к счастью, своей жизнью я сумел доказать обратное.

— Чем вы занимались после окончания института культуры?

— Работал в Минске с танцевальным коллективом объединения «Горизонт», хореографом народного ансамбля «Ярица» педагогического университета, в известном коллективе «Крупицкие музыки». Потом моя супруга окончила университет культуры (она певица), у нас появился ребенок. Жилья в столице не было, и мы решили искать счастья в Копыле. Там прожили три года. Этот город и его живописные окрестности я очень полюбил. Работал там в детской школе искусств, создал взрослый танцевальный коллектив. Однако ездить за пределы Копыля с гастролями не получалось: малый город не имел достаточных финансовых средств. И спонсоров найти было практически невозможно. Поэтому я и решил поехать на родину, в Солигорск. В местном Дворце культуры мне пришлось заняться народными танцами, о чем теперь, по прошествии одиннадцати лет, нисколечко не жалею.

Замечу, что уже через два года после создания танцевального коллектива «Сузор’е» ему было присвоено почетное звание «народного». После этого для нас открылись многие двери. Появилась возможность участвовать в конкурсах и фестивалях, отправляться на гастроли во многие страны. Мы побывали в Германии, Италии, Испании, Бельгии, Польше, не говоря уже о России и Украине.

— Ваш коллектив не просто большой. Он огромный. Шутка ли, сразу 400 танцоров! Как говорят — от пионеров до пенсионеров.

— Основу ансамбля вначале составляла молодежь. Затем появились детские группы. В них я брал малышей с четырех лет.

— Дети — это объяснимо. Их, как и в спорте, растят на смену взрослым. Но почему в коллективе еще и люди 60—70 лет? Не тяжеловато ли плясать?

— Расскажу о том, с чего все начиналось. В нашем городском парке летом каждое воскресенье проводятся танцевальные вечера в стиле ретро. Естественно, что основные их посетители — люди старшего поколения. Увидев, сколько еще энергии и блеска в их глазах, я подумал: а почему бы не создать в нашем коллективе танцевальную группу из пенсионеров? Дал объявление. Сразу был огорчен, потому что в первый день пришло лишь пять человек. Но именно они сыграли роль народного радио, и уже через месяц в коллективе было 40 пенсионеров.

— Вы постоянно ездите по стране и за ее пределы. Как переносят участники ансамбля, особенно дети, бытовые трудности?

— Всякое бывало. Во время поездки на международный фестиваль, который проходил в Брянской области, нашим детям пришлось жить в летнем лагере в деревянных домиках без удобств: туалет и умывальник на улице. Так вот, первые два дня они просили меня вернуться обратно. Но прекрасная природа — лес и река, — а также общение со своими российскими сверстниками сделали свое дело. И о первоначальных неудобствах все вскоре забыли. У ребят осталось там столько друзей, что на следующий год они снова просились поехать.

— Как относятся к белорусскому искусству в России и Украине, понятно — культуры весьма близкие. А как встречают вас в странах Западной Европы?

— В тех странах, где мы побывали, высоко отзывались о нашей хореографии. По мнению иностранцев, даже наши маленькие дети танцуют на очень высоком профессиональном уровне. Почему они так считают? Ведь их традиционные танцы очень простые. Они застыли на месте, не развиваются. А в нашей восточнославянской школе танца большое внимание уделяется оттачиванию техники и исполнительскому мастерству.

— Основу репертуара ансамбля «Сузор’е» составляют белорусские композиции. Скажите, а танцы еще каких народов вы любите ставить.

— Украинские. Люблю их за многогранность. Ведь там практически в каждом районе свои традиции, свои костюмы, свои нюансы в музыке и хореографии. Под впечатлением фестивалей, на которых мы побывали в Украине, я создал попурри с участием маленьких детей и пенсионеров. Это целый получасовой спектакль.

А на будущее я решил раз в год делать мини-спектакль по танцам какой-то страны. Теперь на очереди Россия.

— У вас двое сыновей. Пойдут ли они по стопам отца?

— Они занимались танцами. Но старшего Алексея хватило только на пару лет. А потом он сказал: «Хватит в нашей семье двоих артистов — певицы и танцора. Я хочу работать с машинами». Сейчас он учится в техническом колледже. А младший Кирилл продолжает активно танцевать. Вполне вероятно, что пойдет по моим стопам.

— Такому специалисту, как вы, наверное, рады были бы и в столице. Сами не хотите или не поступало достойных предложений? Юлий Цезарь, правда, говорил: «Лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме». Что на это скажете?

— Мне предлагали работу и в Минске, и в Сочи. Но уж слишком глубоко пущены корни в Солигорске, поэтому что-то менять очень сложно.

Беседовал Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

НА СНИМКЕ: на концерте юных участников ансамбля «Сузор’е».

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter