Встретились с семьей Вадима Пальченко, который получил сильнейшие ожоги. С его друзьями, учителями, медиками, помогавшими мальчишке быстрее встать на ноги

«Вадик, держим за тебя кулачки!»

Имя 16-летнего Вадима Пальченко из Мстиславского района сегодня известно не только его землякам, но и многим жителям страны. Этот паренек, как и 12-летний Рома Когодовский из Мядельского района, получил тяжелые ожоги. Его жизнь буквально висела на волоске. Процесс лечения обоих взял под личный контроль Президент. Врачи сделали невозможное. Ребята потихоньку поправляются. Потребуется еще немало терпения и сил, чтобы восстановиться полностью. Корреспонденты «Р» встретились с семьей Вадима, его друзьями, учителями, медиками — со всеми, кто помогал мальчишке быстрее встать на ноги.

«Прогнозов никто не давал»

22 апреля. На мобильный Людмилы Рыбчинской раздается звонок. «Это Максим, друг вашего Вадима» — услышала мама. «Не волнуйтесь, вы же в положении. Вадима ударило током… Но он жив». Именно так о страшной трагедии, которая случилась с ее 16-летним сыном на рыбалке (удочка зацепилась за линии электропередачи), узнала Людмила Владимировна. Что пережила она и вся ее семья тогда и что еще им предстоит пройти, представить сложно. Когда поначалу врачи опасались давать прогнозы, родные свято верили: с Вадиком все будет хорошо!

Сегодня он дома. А Людмила ждет нас во дворе с мобильным телефоном. В любой момент могут позвонить из больницы — женщине вот-вот рожать третьего малыша. О том, что в семье Рыбчинских будет девочка, они узнали аккурат накануне трагедии, 21 апреля.  

— Я очень благодарна, что ситуацию с моим сыном под личный контроль взял Глава государства. Все месяцы, пока Вадима лечили, во многом благодаря этому обстоятельству мы твердо верили: все обязательно будет хорошо, — говорит наша собеседница.

— Я благодарна медикам ЦРБ и Татьяне Михайловне Сокол в частности. Они молодцы, правильно оказали первую помощь. Меня позвали, сказали, что очень много ожогов — около 70 процентов. Прогнозов на тот момент никто не давал, — делится женщина.

Мы разговариваем, а рядом бегает младший Арсений. Сперва показывает нам фотоаппарат, который не выпускает из рук. А потом с гордым видом демонстрирует главное богатство — робота-трансформера.

— Это мне Вадим подарил. Я ему помогаю, могу что-нибудь подать. А он меня так отблагодарил. Теперь это моя самая любимая игрушка.

Мальчик пошел в первый класс. Провожал его Вадик. Он обрадовался, что есть небольшой перерыв перед следующей операцией, поэтому не пропустит этот важный момент.

Провода ЛЭП натянули еще выше — до 9,5 метра при норме 6.

Огромная сила воли

Когда бригада скорой выбыла на вызов, в больнице уже знали, что к ним приедет тяжелый пациент. В тот день на смене была врач анестезиолог-реаниматолог Мстиславской ЦРБ Ольга Крупень:

— Вадим прибыл в сознании. По большому счету никаких жалоб не предъявлял. Единственное — ему было сложно говорить. Это реактивная фаза шока: он не понимал, что с ним произошло, плюс действовало обезболивание. Учитывая его состояние, площадь ожогов, мы приняли решение перевести его на ИВЛ. Потом ввели мальчика в искусственную медикаментозную кому. Сложность состояла в том, что, учитывая обширность ожоговой поверхности, венозный доступ был затруднен. По сути, была одна попытка, чтобы поставить центральный венозный катетер. В итоге все прошло успешно. Первичная хирургическая обработка проводилась тоже нашими врачами.

Реанимация в Мстиславской больнице не специализированная — предназначена для разных патологий как взрослых, так и детей. Поэтому на помощь коллегам прибыли медики Могилевской областной детской больницы — детский реаниматолог и комбустиолог. В ЦРБ Вадим пробыл около суток, самое ответственное и важное время. Заместитель главного врача по медицинской части Татьяна Сокол хорошо помнит пациента:

— Я пришла на смену на следующий день, была в командировке. Постоянно держали связь с Республиканским ожоговым центром при Городской клинической больнице скорой медицинской помощи. Помогали консультанты из Могилева. Со своей стороны мы оказали максимальную помощь мальчику. Ему повезло, что не было ожога верхних дыхательных путей — термоингаляционной травмы.

Затем было принято решение транспортировать Вадима в Минск. Вертолет сел на стадионе около СШ № 2 и гимназии. Мальчика привезли туда на детском реанимобиле. Этот момент застали родители.

— В реанимацию, понятно, нас с отцом не пускали, но видели сына, когда его транспортировали из больницы к вертолету. Вот так провожали его на расстоянии, — вспоминает мама первую встречу после трагедии.

Потом началась череда операций по пересадке кожи (всего их было 19), период восстановления.

В больнице к мальчику относились хорошо. Мама вспоминает интересную деталь. Оставляла ему деньги на мелкие расходы, а медсестры покупали бананы, кефир и просто угощали Вадика. Так он и приехал домой с этими деньгами.

— А еще мы привезли ноутбук, так девчата записывали ему фильмы. Внимательно к нему относились. Он весь в трубках, порой, наверное, мог капризничать, — предполагает мама. — Но медсестры в хирургии отмечали, что за долгое время не припомнят таких пациентов. Ему говорили вставать — он послушно все выполнял. Что сказать, у Вадима огромная сила воли.

«Я держу за тебя кулачки!»

Вадим дома уже около месяца. Первым делом, когда приехал в деревню, пошел к друзьям. Очень соскучился по ребятам, хоть и поддерживал с ними связь в больнице по телефону. Среди них Никита Пинчук и Артем Кобозов, мальчишки учились вместе с Вадиком. Ребята согласились выступить провожатыми, съездить на место той рыбалки. Туда, к слову, после трагедии пытались доехать мама и папа мальчика. Но дорога плохая, добрались до середины и развернулись. Решили не бередить себе душу.

Вадим дома уже около месяца.
Фото «БЕЛАРУСЬ 1»

Как произошла трагедия, ребята знают лишь со слов Вадима. Обычный водоем, близ которого проходят линии электропередачи. Сразу же после трагедии на место выехала комиссия во главе с главным инженером Климовичских электросетей. Под контролем сотрудников милиции, прокуратуры, Следственного комитета были произведены замеры габаритов, они соответствовали нормам. Тем не менее провода ЛЭП натянули еще выше — до 9,5 метра при норме 6. Везде присутствовали предупреждающие таблички. Но так как опора, около которой произошла трагедия, расположена далеко от водоема, специалисты электросетей решили установить еще один плакат на дереве «Опасная зона. Рыбная ловля запрещена». Как все произошло, толком не понял и сам Вадим. Потом вспоминал, что подумал, будто его ударила молния. Мальчишки очень рады, что друг дома. Старались всячески поддерживать его, когда был в больнице. В школе даже записали видеообращение. Его нам показывает классный руководитель Вадима Татьяна Хохлова.  

— Хочу сказать, что Вадим всегда был лидером. Участвовал во всех школьных делах, очень хорошо учился, были успехи в спорте: в 10-м классе занял первое место в областной спартакиаде школьников по пулевой стрельбе. У него была мечта поступить и работать в милиции. Готовился: ходил на дополнительные занятия, факультативы, ездил на все репетиционные тестирования. Он хороший ученик, друг, его любила вся школа.

Татьяна Анатольевна вспоминает, как ребята готовились к выпускному вечеру. Детей в классе мало, для вальса не хватало пары. Вадим должен был танцевать с Алиной Скудной из восьмого класса.

— Не было ни одного дня, чтобы она не подходила ко мне и не спрашивала, как там Вадим, — говорит учитель. Алина и ребята записали для него ролик.

Классный руководитель показывает нам его.

«Я так переживаю за тебя. Ты крутой пацан! Трудно что-то желать… Выздоравливай побыстрее. Как ты и говорил, с Сорокиной у меня не получилось. Нашел себе девушку, ее Маша зовут. Реально очень классная, познакомлю. Тебе понравится. Я все Юльке обещал видео тебе записать, вчера забыл, потом уснул. Надеюсь, тебе дойдет мой привет. Вадимка, мы держим за тебя кулачки!» — говорит одноклассник Виталик Пацанков.

…На последнем звонке Вадима не было. За его аттестатом в школу приходила мама. Родителям дали дипломы за хорошее воспитание сына, его активное участие в жизни школы. Вадик окончил 11 классов с высоким средним баллом — почти восемь. В школе уверены: он обязательно осуществит свою мечту и станет милиционером.

bizyk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter