В зоне особых возможностей. О перспективах интеграции на постсоветском пространстве.

Подписание нового договора о зоне свободной торговли станет главной темой заседания Совета глав правительств стран СНГ, которое намечено провести 20 мая в Минске. Исполком СНГ уже начал подготовку к этой встрече. К середине апреля проект главного экономического документа должен быть готов. Если его одобрят на высшем уровне, а самое главное, будут выполнять на практике, он станет мощным импульсом для расширения взаимодействия на постсоветском пространстве и логическим продолжением интеграционных усилий в рамках таможенной «тройки» Беларуси, России и Казахстана. В общем, получится неплохой подарок к 20-летнему юбилею СНГ, который будет отмечаться в этом году.

Подписание нового договора о зоне свободной торговли станет главной темой заседания Совета глав правительств стран СНГ, которое намечено провести 20 мая в Минске. Исполком СНГ уже начал подготовку к этой встрече. К середине апреля проект главного экономического документа должен быть готов. Если его одобрят на высшем уровне, а самое главное, будут выполнять на практике, он станет мощным импульсом для расширения взаимодействия на постсоветском пространстве и логическим продолжением интеграционных усилий в рамках таможенной «тройки» Беларуси, России и Казахстана. В общем, получится неплохой подарок к 20-летнему юбилею СНГ, который будет отмечаться в этом году.

В конце прошлого года белорусский парламент первым ратифицировал документы, регламентирующие создание и деятельность Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана, еще ранее были ратифицированы документы по Таможенному союзу. И хотя практический опыт работы данной структуры невелик, эффект уже есть, считает Вадим Попов, председатель Постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики Национального собрания Беларуси, член Парламентского Собрания Беларуси и России. Например, товарооборот трех стран за 11 месяцев 2010 года вырос в 1,9 раза, а Беларуси с Казахстаном – более чем вдвое, в то время как в целом товарооборот Беларуси с зарубежными странами увеличился примерно на 20 процентов.
С 1 января 2012 года начнет полноценно функционировать Единое экономическое пространство трех государств. Если Таможенный союз  предполагает свободное перемещение товаров, то ЕЭП выводит отношения между странами на более высокий уровень интеграции, снимающий все препятствия для свободного движения капитала, рабочей силы и услуг.
По оценкам экспертов, экономический эффект от такого объединения добавит как минимум один процент роста ВВП для каждой страны в течение первых пяти лет и 15–17 процентов за десятилетие. Макроэкономическая динамика повлечет за собой рост доходов населения на 40 процентов. Упразднение внутренних бюрократических барьеров облегчит приток новых технологий, а создание единого антимонопольного органа откроет большие возможности для конкуренции.
Есть и еще один немаловажный фактор, который объективно связан с успешной интеграцией нашей «тройки». Ее пример может оказаться «заразительным» для других государств Содружества, которые сегодня оценивающе присматриваются к сближению Беларуси, России и Казахстана и при удобном случае готовы составить им компанию. В этом смысле неоценимую роль может сыграть гармоничное развитие интеграционных процессов на пространстве Содружества. «Если мы говорим, что СНГ – центр политической и экономической силы, то нам нужны достаточно мощные интеграционные проекты», – убежден Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович. В одиночку конкурировать на мировом рынке с каждым годом становится сложнее, поэтому все более востребованным представляется слияние экономических субъектов и согласованные действия на рынках третьих стран.
Локомотивом интеграционного взаимодействия стран СНГ в политической, экономической, финансовой, военной, культурной сферах, по мнению экспертов, должно стать Союзное государство, которое, несмотря на периодически возникающие препятствия, трения на политическом уровне и оценки скептиков, по-прежнему воспринимается как самый эффективный интеграционный проект на постсоветском пространстве.
Союзное государство часто упрекают в медленных темпах строительства, хотя стоит напомнить, что тот же ЕС строится уже более полувека. При этом важно учитывать, что страны Европейского союза начали формировать свое единое интеграционное пространство, уже будучи сформированными национальными государствами. У нас же опыт самостоятельного национального существования насчитывает всего 20 лет, говорит политолог Николай Веремеев. Поэтому возникают вопросы о суверенитете, опасения его потерять. Даже в ЕС вопрос с единой конституцией вызвал волну негатива, споров и привел к фактическому провалу проекта Евроконституции и принятию обновленного варианта Лиссабонского договора. Так что спешка в этом деле не лучший друг и советчик. То же самое касается и муссирующегося вопроса о введении единой валюты. «С моей точки зрения, Европейский союз в определенной степени поспешил с интеграцией валютной системы, – считает первый проректор Академии управления при Президенте Беларуси, профессор Александр Ивановский. – В ЕС очень разный уровень экономического развития государств. Проблема заключается в том, что национальное правительство с национальной валютой проводит локальную оптимизацию экономических процессов. Глобальную оптимизацию проводить гораздо сложнее. В этом смысле система Союзного государства более устойчивая: она не подрывает политических основ того, что было, и позволяет осуществлять совместные проекты».
– Необходимо помнить о том, что валютный союз – это вершина экономической интеграции, – говорит Николай Веремеев. – В Европе интеграция началась с формирования зоны свободной торговли, затем Таможенного союза, единого платежного пространства, экономического союза, и уже потом в итоге появилась единая валюта.
Стратегически важной площадкой для военно-политического диалога стран СНГ может стать Организация Договора о коллективной безопасности. В этом году председательство в ней перешло к Беларуси. Не откладывая дело в долгий ящик, Минск выступил с предложениями, направленными на совершенствование этой международной организации и превращение ее в многофункциональную универсальную структуру безопасности. На недавней пресс-конференции в Москве Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа пояснил, что Организация в нынешнем году ставит перед собой основной задачей противодействие политическому и религиозному экстремизму на постсоветском пространстве.
Второе направление, которое будет в центре внимания, – Коллективные силы оперативного реагирования и Коллективные миротворческие силы. В активе ОДКБ – четыре с лишним  тысячи военнослужащих, которых можно привлекать для миротворческих операций. А чтобы они всегда были в боевой готовности, нужны совместные учения, современное оснащение, отработка систем управления и многое другое.
Беларусь в качестве еще одного приоритетного направления предлагает программу по оснащению КСОР самым современным вооружением, совместимыми средствами связи, по отработке полной готовности интернациональных частей КСОР к совместным действиям, включая возможность быстрой переброски по воздуху.
Противодействие незаконному обороту наркотиков, нелегальной миграции, противоправной и экстремистской деятельности в информационной сфере также остается в числе приоритетов ОДКБ. В этом контексте не исключено налаживание взаимодействия Организации Договора о коллективной безопасности с Североатлантическим альянсом. Но такое сотрудничество будет полезным и эффективным только на условиях равноправия, убеждены в экспертном сообществе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter