В золоте «Лістапада»

Главный приз XV Минского международного кинофестиваля «Лістапад-2008» зрители присудили фильму Станислава Говорухина «Пассажирка»Самым притягательным для зрителей стал конкурс художественных фильмов, где они – главные судьи. «Пассажирке», по их мнению, уступили «Мечты о Калифорнии» румына Кристиана Немеску («серебро») и «На спине у черного кота» белоруса Ивана Павлова («бронза»). В этом году мнения зрительской аудитории и кинематографистов не совпали, что на «Ліcтападзе» бывает редко. Международное жюри присудило главный приз за режиссуру картине «Безмолвный свет» Карлоса Рейгадаса из Мексики. «Этот фильм о таких проблемах, которые существуют в каждой семье, но мы не решаемся говорить о них вслух, – сказала председатель жюри, кинорежиссер, народная артистка России Светлана Дружинина. – Выдержан в жанре притчи и имеет высокий духовный смысл. Решение о присуждении 7 призов и 3 дипломов далось нам нелегко, на фестиваль привезли 20 выдающихся картин, уже получивших международное признание».

Сама Светлана Дружинина на церемонии закрытия фестиваля была награждена призом Парламентского Собрания Союза Беларуси и России «За верность нравственным идеалам в киноискусстве». Такой же награды удостоен белорусский актер Анатолий Котенёв.  Призов «За лучшую мужскую роль» и «За лучшую женскую роль» удостоены Разван Василеску («Мечты о Калифорнии», Румыния) и Барбара Сарафьян  («Москва, Бельгия», Бельгия). Лучшим актером второго плана стал Тронду Вигго Торгерсену (фильм «О’Хортен»), а лучшей актрисой второго плана названа Ульяна Лаптева (фильм «Кружовник»).
 Специальный диплом «За лучший дебют имени народного артиста Беларуси, кинорежиссера Виктора Турова» присудили польскому фильму «Заповедник» режиссера Лукаша Палковского. Приз за операторскую работу имени заслуженного деятеля Беларуси, кинооператора и кинорежиссера Юрия Марухина – сербскому кинооператору Радославу Владичу. Кроме того, жюри присудило дипломы – «За лучший актерский ансамбль» картине «Контроль» Антона Корбайна (Великобритания – США – Австралия – Япония), «За лучший сценарий» – фильму «Визит оркестра» Эрана Колирина (Израиль – США – Франция), «За верность традициям» – «Светлой прохладе» Эрнеста Абдыжапарова (Кыргызстан – Казахстан).
Впервые на фестивале состязались мастера телевизионного кино. Гран-при достался российско-украинской картине молодого режиссера Александра Баршака «Счастливого пути», отмечены также два белорусских фильма. Продюсер Владилен Арсеньев, председатель жюри, сказал, что «телефильмы по своему жанру – это небольшое кино, и жюри оценивало логику в  выстраивании сюжетов, актерскую работу». Также впервые за 15-летнюю историю фестиваля лауреатом стал его бессменный председатель – народный артист СССР и Беларуси Ростислав Янковский. Его работу в фильме режиссера Александра Франскевича «В июне 41-го…» (Беларусь – Россия) профессиональное жюри признало лучшей. «В нашей картине множество потрясающе сыгранных ролей, – сказал сам Ростислав Янковский. – И одна из самых ярких, на мой взгляд, у Сергея Безрукова». За картину «В июне 41-го…» режиссер Александр Франскевич награжден Призом Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко «За гуманизм и духовность кино». Получая награду он сказал, что решение о награждении принято Президентом Беларуси, которым гордится народ».  Картина «В июне 41-го…» получила также приз «Вместе» от Постоянного Комитета Союзного государства.
В конкурсе документального кино, который состоялся на фестивале во второй раз, участвовало более 30 документалистов из 18 стран мира. Впервые  были представлены фильмы режиссеров из Испании, Израиля, Нидерландов и Казахстана. Лучшей признана картина Юрия Малюгина «Список Киселева» (Россия). «В программе конкурса наряду с картинами социальными было немало работ, посвященных  духовному возрождению славян, – сказал председатель жюри, президент международного кинофестиваля «Послание к человеку», режиссер Михаил Литвяков. – Многие фильмы удивили художественным решением. Порадовали белорусы. Их работы всегда самобытны,  искренни. Режиссеры умеют показать душу народа». Журналисты и кинокритики «явлением искусства» назвали картину «О’Хортен» Бента Хамера из Норвегии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter