Для полноценного формирования личности необходимо умение анализировать и оценивать информацию

В знаниях — сила

Современному человеку приходится жить в информационном пространстве, уже даже независимо от его желания. Конечно, можно выбросить смартфон, сдать в утиль ноутбук и стационарный компьютер, принципиально отключиться от интернета… Теоретически все возможно. Только отсутствие современных коммуникаций приводит к глубокой архаизации бытия. А профессиональная деятельность, учеба, карьера уже невозможны без втягивания в цифровой мир. Он дает нам не только удобные, эффективные и полезные инструменты по разным направлениям деятельности, но и обрушивает на наши головы безудержный поток самой разнообразной информации. Иной раз даже без нашего желания и согласия. От этой лавины невозможно ни скрыться, ни спрятаться. Приходится жить в этом бескрайнем океане данных, мнений, суждений, фактов… И уметь отделять зерна от плевел. Особенно когда принимаем решения. Да, сегодня каждому, чтобы не пострадать от информационного беспредела, необходимо быть если не профессиональным аналитиком, то хотя бы владеть базовыми инструментами этой науки. Пожалуй, пришло время ей обучать всех без исключения, особенно молодежь. Хотя и умудренным опытом людям необходимо научиться уметь «просеивать» информационный поток. Эти навыки, по сути, становятся уже одним из факторов как личной безопасности, так и национальной. 

КОЛЛАЖ валерии турмович

По своему менталитету белорусы — люди утилитарные и прагматичные. И к новым технологиям восприимчивы именно с этой точки зрения. Если инновация приносит очевидные выгоды, то ее очень быстро осваивают в нашей стране и стар и млад. Так происходило с безналичными платежами, которые стремительно заняли свою нишу в Беларуси. И по некоторым показателям и динамике развития обогнали развитые страны, где история безналичных платежей начиналась в стародавние времена еще с чековых книжек. Белорусы стремительно освоили интернет, со всеми многочисленными инструментами, которые он предоставляет. По уровню цифровизации наше население — одно из самых продвинутых в мире. Когда мы осознали удобство и выгоды платежей из дома, электронной торговли, других услуг, большинство граждан стремительно освоили новый цифровой мир. 

Другой вопрос, что к новой информационной реальности, как мне кажется, мы отнеслись и с известной долей утилитарного романтизма. Восхищаясь всеми преимуществами новых технологий, иной раз игнорируем или просто забываем про те риски, которые они несут. В конце концов, многие сервисы возникли не только для того, чтобы осчастливить весь белый свет. Возможно, их изобретатели к этому и стремились. Но на широкую арену те же социальные сети вышли после того, как практичные финансисты с Уолл-стрит и других «золотых» улиц вложили десятки и сотни миллиардов долларов в их развитие и продвижение.
Современные сервисы — не только технологичные, но и коммерческие проекты. И об этом не надо забывать. Особенно если подключение к ним не стоит вам ни копейки. В мире капитализма (а большинство цифровых услуг уходят корнями туда, за океан) бесплатного сыра не бывает даже в мышеловке. Любые инвестиции должны окупаться и приносить прибыль. И если регистрация и приложения бесплатные, то это не значит, что на вас не зарабатывают в той или иной форме. 
Источники заработка могут быть самыми разнообразными. Благо любой современный гаджет позволяет собирать о своем владельце подробнейшую информацию. А технологии BigData дают возможность сформировать подробный профиль практически всех из миллиарда пользователей. Другими словами, нарисовать их весьма подробный социально-экономический и психологический портрет. И потом виртуозно манипулировать пользователями. Чисто в экономических целях, подсовывая им коммерческие предложения, от которых невозможно отказаться. Или с целями социальной инженерии, чтобы более широко манипулировать общественным сознанием. И для продвижения каких-то коммерческих интересов (формируя спрос на целые группы товаров), так и в политических целях. 

Теоретически мы все об этом слышали. Где-то читали. Но относимся ли вполне серьезно? И, самое главное, обладаем ли достаточной квалификацией, чтобы перехитрить электронные алгоритмы и не попасться на их удочку, точнее, спиннинг разработчиков хитроумных программ? 

Да, мы живем в парадоксальном мире. С одной стороны, для полноценной жизни в современном обществе нам необходимо все больше информации. С другой — перманентно растет поток ложной информации. Искусственный интеллект делает эту проблему просто катастрофической. Как мне кажется, защита от ложных сообщений (а точнее — от их последствий) обречена быть многоуровневой. Определенные преграды и меры принимаются на государственном уровне. Различные информационные фильтры используются на корпоративном. Включая и СМИ, чтобы не попасться на информационные провокации. Но от всех информационных рисков оградить невозможно. И на последнем рубеже, нашем персональном интеллекте, необходимо также выставлять заслон. И самый надежный — образование и обучение работе с информацией и ее анализу граждан. Чтобы мы не верили на слово какому-то сообщению, а не поленились его перепроверить в других информационных источниках. Изучить, коррелируется ли оно с другими данными. Обязательно оценивать источники информации. В том числе и с точки зрения их позиции по тому и иному вопросу, которая во многом определяет интерпретацию тех или иных фактов. На самом деле в этом нет ни магии, ни шаманства, ни чего-то сверхсложного и недоступного для среднестатистического человека с базовым образованием и уровнем знаний. Но эти методики необходимо внедрять в общество. И через учреждения образования, и формируя различные программы. Например, по образу финансового образования. Другой вопрос, что у финансового ликбеза был богатый бенефициар — банковский и финансовый сектор, который поддерживал материально и организационно инициативы. Впрочем, у аналитического просвещения и финансисты, и в целом коммерческий сектор являются заинтересованной стороной. В беседах с руководителями предприятий приходится слышать, что многие в той или иной форме сталкивались с черным пиаром. Но адекватное отношение людей к информации и реакция на нее минимизируют риски от различных фейков и на коммерческом, и на государственном уровне. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter